Выборы в МГД: довольны даже проигравшие

Читать в полной версии →
Политики подводят итоги московской избирательной кампании. Все три партии-победительницы расценивают свои результаты как "очень большую победу". А коммунисты уже задумываются о том, как водрузить красный стяг над Кремлем


ФОТО: AP



Вчера политики подводили итоги завершившейся московской избирательной кампании. "Первое лицо" списка партии-победительницы, Юрий Лужков, с нескрываемой гордостью констатировал тот факт, что ЕР победила не только по партийным спискам, но и в одномандатных округах: поддержку москвичей получили все 15 кандидатов-одномандатников, выдвинутых "Единой Россией", а по спискам партия набрала свыше 47% голосов. "Все это суммарно позволяет нам сформировать ядро "Единой России" из 28 депутатов, что составляет 80% от общего числа депутатов Мосгордумы", – подчеркнул Лужков. Он также добавил, что фракция "Единой России" в новом составе МГД будет "на 9 человек больше, чем в старом".

По словам столичного градоначальника, столь значительный "результат говорит сам за себя, но и налагает большую ответственность за принятие законов и решений". В этой связи весьма любопытно, насколько ответственными были обещания некоторых товарищей Юрия Лужкова по партии предложить президенту его кандидатуру на пост мэра Москвы в 2007 г. (этот ход накануне выборов явно добавил "партии власти" популярности среди москвичей). Вчера выяснилось, что ситуация напоминает поговорку "без меня меня женили": Лужков заявил, что ему ничего о таких намерениях не известно, и отказался комментировать эту идею.

Обещание единороссов выдвинуть Лужкова на пост мэра – это "признание за Юрием Михайловичем его роли лидера, его заслуг перед городом, многолетней плодотворной работы, признательность за то, что он отдает Москве столько времени и сил, – заявил "Yтру" член Высшего совета ЕР, заместитель руководителя фракции ЕР в Госдуме Валерий Рязанский. – Но решение вопроса о будущем руководителе столицы, конечно, остается за администрацией президента". В то же время, решение единороссов предлагать или не предлагать кандидатуру Лужкова на следующий срок, по словам собеседника "Yтра", будет зависеть и от того, "как Юрий Михайлович сам распорядится этим правом – поддержит ли он сам эту большую и серьезную модель". Как заявлял ранее "Yтру" политолог Алексей Макаркин, Юрий Михайлович вполне может поддержать эту модель в случае, если его очень попросит об этом президент. Впрочем, времени до 2007 года еще достаточно. А вот что касается ближайших планов Лужкова – работа в Мосгордуме, по некоторым данным, в эти планы не входит.

Характеризуя прошедшие выборы, Валерий Рязанский заявил о том, что, "несмотря на кажущуюся легкость, победа досталась "Единой России" очень трудно". "Выборы в Москву были непростыми и отличались некоей особенной эксклюзивностью. Впервые Москва избирала по партспискам, вроде бы ничто не предвещало нервозности – тем не менее, она все-таки была. Какие силы придут во власть? Консервативные, либеральные, демократические? Это было очень важно. Результат определил конфигурацию будущей Думы и доказал, что на сегодняшний день "Единая Россия" является наиболее прогнозируемой и эффективной политической партией", – считает он. Говоря о конкурентах "партии власти" на выборах в МГД, Рязанский отметил, что все они "выглядели в Москве достаточно достойно": "Борьба велась на хорошем политическом уровне, это было видно не только на уровне города, но и на уровне районов, избирательных участков. Партии действительно конкурировали между собой". То, что ЛДПР не добрала нужного количества голосов и в итоге прошли все-таки демократические силы, Валерий Рязанский объясняет "московской спецификой": "Москва все-таки остается столицей, здесь большое количество людей, которые симпатизируют демократическим установкам. Такова конфигурация, и мы должны с этим считаться, должны уважать этот выбор". Электоральный успех КПРФ Рязанский объясняет тем, что большинство голосов "Родины" в итоге отошли коммунистам. Что касается самой "Родины" – отношение этой партии к политическим противникам и электорату, по словам Рязанского, "безусловно, заслуживало справедливого наказания". "Лишение "Родины" права воспользоваться московской площадкой в данном случае оправдано. Нельзя так относиться к избирательным технологиям и к своим избирателям", – отметил он.

Член Высшего совета "Единой России", первый зампред Госдумы Олег Морозов, комментируя итоги выборов в столичный парламент, заявил о том, что выборы в Мосгордуму и предшествовавшая им избирательная кампания обозначили "переход от конкретных лидеров и личностей к конкретным партиям и их программам". По его словам, успех "Единой России" на выборах был абсолютно предсказуемым. "Единственной неожиданностью" выборов Морозов назвал то, что ЛДПР не преодолела 10%-ный барьер. Результат партии "Яблоко", которая заручилась поддержкой 11% избирателей и обеспечила себе 3 места в столичном парламенте, он не считает неожиданным. По его словам, это говорит "в пользу их потенциального успеха".

А вот спикер Госдумы, председатель "Единой России" Борис Грызлов считает, что прагматически настроенные избиратели "Яблока" и СПС переходят к ЕР, поскольку та лучше защищает и их ценности, и их интересы". "Именно за счет этого поддержка этих партий снизилась с 18% в 2003 г. до 10,5% сейчас", – отметил Грызлов в своем поздравлении московским однопартийцам и лично Юрию Лужкову. Тем не менее, спикер назвал позитивным тот факт, что в новом составе московского парламента "будет слышен голос разнонаправленной оппозиции, хотя относительный успех КПРФ можно связать со снятием списка "Родины", в чем ее лидеры виноваты сами". По мнению Грызлова, из результатов столичных выборов можно извлечь несколько выводов. "Большинство избирателей голосует за тех, кто может предъявить позитивные результаты работы, – отметил он. – Политическое поле России структурируется, и в нем и дальше будут господствовать от трех до пяти известных идеологических партий, с понятными избирателям системами ценностей и программами. Высокий проходной барьер сделал для объединения схожих политических сил больше, чем годы переговоров, что доказывает правильность установленного 7%-ного барьера на выборах в Госдуму".

В свою очередь, коммунисты, вдохновленные московской победой, уже мечтают о том, как бы поскорее водрузить красный стяг над Кремлем. Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов назвал результаты выборов в МГД большим успехом компартии, отметив, что "полученный на московских выборах результат – это существенная прибавка к общему политическому влиянию партии". КПРФ, напомнил он, имеет фракции в законодательных собраниях многих субъектов РФ "от Калининграда до Владивостока", а теперь у коммунистов будет своя фракция и в Москве. "Раньше у нас Москве было 7-8% активных сторонников, сейчас мы прибавили еще 10%. Почти каждый пятый москвич своим голосом поддержал ту программу-минимум, которую мы выдвигали на общенародный референдум", – уверен Зюганов.

По словам Ивана Мельникова, возглавлявшего первую тройку списка КПРФ, на выборах в Мосгордуму Компартии удалось переломить "негативную тенденцию" последних лет, когда она постепенно теряла избирателей. Он предположил, что часть электората "Родины" "вернулась в КПРФ". Это сделали избиратели, приверженные социальным, а не националистическим ценностям, поскольку "Родина" дискредитировала левое движение, считает Мельников.

То, что голоса "Родины" во многом отошли к Компартии, по мнению руководителя группы "Меркатор", политолога Дмитрия Орешкина, вполне понятно – "кремлевская администрация создавала левоцентристскую и более современную "Родину", чтобы не дать КПРФ консолидировать голоса на левом фланге, а сейчас по ним нанесли административный удар, и половина избирателей вернулась к коммунистам".

Однако Зюганов считает, что "в эйфорию впадать рано". "Компартия шла на московские выборы, как на федеральные, – подчеркнул он. – Впереди еще более трудное время: целый ряд всероссийских кампаний, подготовка к выборам Думы и президента. Конечно, успех в Москве радует. Но меня больше порадует, когда изменим курс, когда правительство будет действовать в национальных интересах, когда над Кремлем будет развиваться красный стяг победы".

Как "очень большую победу" расценивают результаты выборов в МГД и демократы. Руководитель московской организации "Яблока" Сергей Митрохин вчера напомнил о том, что против "Яблока" и демократических сил велась борьба. "На выборах были очень крупные нарушения, с первых минут, – сказал Митрохин. – Мы включили всю свою систему реагирования, и она сработала. Нам удалось в значительной мере нейтрализовать эти "разъезды" избирателей с открепительными талонами на автобусах". По словам Митрохина, относительно спокойно прошла и процедура подсчета голосов, в отношении которой у "Яблока" тоже были опасения. "Мы нашли опору в наиболее гражданственной части общества", – отметил Сергей Митрохин.

Лидер СПС Никита Белых, в свою очередь, так прокомментировал "Yтру" результаты выборов: "Самое глупое, что можно сделать в такой ситуации, – это рассказывать, как нас обидели. "Лузеров" никто не любит, поэтому я в этом формате разговаривать не буду. Я считаю, что мы победили, порог прошли. Безусловно, результаты могли быть лучше, и это является темой нашего отдельного анализа. Но мы констатируем, что идея объединения оказалась абсолютно верной. Абсолютно точно поодиночке "Яблоко" и СПС не преодолели бы 10%-ного барьера. Нынешняя ситуация будет являться некоим катализатором для нашей дальнейшей работы. Мы с Григорием Явлинским приняли решение вести работу и переговоры по созданию объединенной демократической партии". Говоря о результатах "партии власти", Белых назвал их "абсолютно неадекватными и необъективными" и выразил уверенность в том, что "были фальсификации при подсчете голосов". "Я уверен, что большую роль сыграл и административный ресурс, и та массированная агитация, которую ни одна вменяемая политическая партия просто не могла себе позволить", – отметил он.

Что касается других результатов, по словам Белых, "очевидно, что ситуация с "Родиной" сыграла очень злую шутку с теми, кто с ней боролся. Мало того, что "Родине" придали ореол мученика и добавили серьезный задел на будущую работу, еще и получили фракцию коммунистов в МГД, чего давным-давно в Москве не было. Плюс явно снизили интерес избирателей к выборам, поскольку сняли с предвыборной дистанции одного из наиболее активных участников".

Вынужденный аутсайдер московской избирательной кампании, "Родина", со своей стороны, обещает влиять на политику московских властей через "теневую Мосгордуму". "Это некая общественная палата, состоящая из компетентных людей, знающих московские законы, в том числе туда будут входить депутаты Мосгордумы", – сказал вчера лидер "Родины" Дмитрий Рогозин. Он добавил, что партия имеет ряд инициатив и законопроектов, которые должны быть внесены на рассмотрение Мосгордумы через "общественную палату".

Либерал-демократы тоже стараются извлечь дивиденды из своего проигрыша. Поражение ЛДПР на выборах в Мосгордуму, по крайней мере, опровергает расхожие доводы о том, что партия Жириновского "якобы слилась с партией власти", заявил вчера член руководства ЛДПР Александр Кобринский. "Значит, не настолько партия власти нас любит, – отметил Кобринский. – Кроме того, мы впервые за 10 лет показали столь хороший результат в Москве. Будь в Москве федеральный барьер в 7%, мы бы прошли. А это значит, что на выборах в Государственную думу мы покажем действительно хороший результат. Потому что Россия голосует не так, как Москва. И по этой же причине нашим коллегам из "Яблока" придется очень напряженно поработать, чтобы пройти в Госдуму. Ну, а Мосгордума будет, как была – и вовсе не так плохо".

Юлия КОШКИНА |
Выбор читателей