"Железная фрау" не устояла перед российской трубой

Читать в полной версии →
Ангела Меркель, как бы наверстывая упущенное Германией при Шредере, сразу же "отработала" весь список набивших оскомину претензий "цивилизованной" Европы к "нецивилизованной" России




Эпоха "мужской дружбы" в отношениях между Россией и Германией закончилась – это наглядно показал первый блиц-визит в Москву нового канцлера Ангелы Меркель. И дело даже не в том, что новый канцлер – женщина. Если с Герхардом Шредером Владимир Путин предпочитал разговаривать на немецком, то г-жой Меркель, которая неплохо говорит по-русски, они общались только через переводчика: уровень взаимопонимания не тот. Шредер поддерживал Путина практически по всему спектру политических вопросов, не размениваясь на традиционные европейские "наезды" на Россию по темам прав человека и олигарха, свободы СМИ или ситуации в Чечне. Зато фрау Меркель, как бы наверстывая упущенное (при Шредере Германию не раз упрекали в ЕС в замалчивании российских "проблем"), сразу же "отработала" весь список набивших оскомину претензий "цивилизованной" Европы к "нецивилизованной" России. Да еще и встретилась в Москве с оппозиционно настроенными журналистами и правозащитниками. В общем, соблюла весь колкий этикет общения Европы с Россией времен Путина.

Впрочем, одну тему все-таки не затронул холодок "стратегического партнерства", привнесенный Меркель в германо-российскую дружбу. Это экономические отношения двух стран. Тут по-прежнему царит полное взаимопонимание. Это и понятно: "Немецкая экономика избалована тесными отношениями между Шредером и Путиным" – пишет Der Tagesspiegel. Именно за годы их дружбы Германия получила в лице России крупнейшего и вполне надежного поставщика энергоресурсов, а дела у немецких компаний, работающих на российском рынке (таковых насчитывается около 4 тыс.) пошли гораздо лучше, чем до того. Да и наша страна в накладе не остается, модернизируя с помощью немецкого оборудования, инвестиций и технологий свою экономику. По итогам прошлого года Германия с отрывом лидирует в списке крупнейших торговых партнеров России: объем взаимной торговли увеличился на 30%, достигнув рекордных $32 миллиардов. А накопленный объем германских инвестиций в российскую экономику составил $9,3 млрд, причем за первые три квартала прошлого года капиталовложения из ФРГ возросли на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.

Новое руководство вполне сознает, что ломать такой симбиоз – просто грех. Это же ему подсказывают и представители крупного немецкого бизнеса, давно сделавшего ставку на сотрудничество с РФ. В России "существует огромное технологическое отставание и в связи с этим – большие шансы для нас, – говорит Клаус Мангольд, глава Восточного Комитета немецкой экономики. – Немецкий экспорт в этом году снова увеличится на целых 15%, поскольку мы являемся очень важными партнерами в деле модернизации. А после намечающегося вступления во Всемирную торговую организацию необходимость модернизации будет еще больше".

При этом в Германии не особо боятся растущей зависимости от России в поставках углеводородов. "Речь все же идет не о зависимости, а о стратегическом партнерстве. В России тоже есть много предприятий, у которых большая доля в поставках приходится на немецкие компании", – отмечает Мангольд. Таким образом, зависимость, конечно, есть, но она взаимная. Как дружба!

Что касается собственно энергоносителей, то Германия является одним из крупнейших импортеров российского газа. РФ обеспечивает свыше 40% потребностей ФРГ в этом виде топлива (составляющих порядка 86 млрд кубометров в год), и через несколько лет поставки российского газа должны сильно увеличиться, поскольку самым значительным плодом мужской дружбы Шредера и Путина стал проект Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Эта труба проляжет по дну Балтийского моря непосредственно из России в Германию и будет доставлять туда до 55 млрд кубометров "голубого топлива" в год, т.е. она одна покроет более половины потребностей ФРГ в газе. А ведь еще планируется когда-нибудь проложить вторую нитку газопровода Ямал–Европа, который тоже, по всей видимости, приведет в Германию. Вместе с тем, за 10 лет (1994-2004 гг.) рост потребления газа в ФРГ вырос всего на 27%, что является одним из самых низких показателей в Европе. Зачем же ей понадобится столько газа в недалеком будущем? Все просто: интерес Германии к значительному увеличению объемов поставок "голубого топлива" из РФ газа объясняется, в первую очередь, тем, что эта страна играет роль "распределителя" российского газа внутри ЕС, то есть такого же транзитера, как Украина. С той лишь разницей, что последняя просто переправляет наш газ через свою территорию, а германские концерны его покупают у "Газпрома" и потом перепродают собратьям по Евросоюзу. Многие опасались, что г-жа Меркель, как ревнительница европейских ценностей и во многих смыслах противоположность Шредеру, может плохо повлиять на проект СЕГ, против которого дружно выступают страны Балтии и Польша. Однако новый канцлер подтвердила приверженность Берлина реализации этого проекта.

Ангела Меркель уже зарекомендовала себя очень прагматичным и чутким политиком – и в Германии, и в ЕС, и в мире. "Г-жа канцлер получает хорошие оценки, – отмечает The Guardian. – Этому способствовали ее умелое вмешательство, позволившее положить конец тупиковой ситуации с бюджетом ЕС и повысить экономические показатели, а также ее уверенный стиль руководства". "За несколько недель она создала свой собственный стиль и позаботилась о том, чтобы Германия заняла в международной политике ту позицию, которая ей причитается", – комментирует успехи канцлера испанская El Pais, считая даже, что "Меркель за короткое время стала ключевой фигурой в Евросоюзе". Так что придется с ней подружиться – и прибалтам, и Бушу (которому она уже поставила на вид содержание военнопленных в Гуантанамо), и российскому президенту.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей