|
Но не от жары единой страдает сегодня среднестатистический москвич. Чтобы ему жизнь не казалась малиной, летний зной сопровождают ежедневные грозы, добавляя влажности и превращая раскаленный воздух в некую банную атмосферу. В бане, конечно, хорошо, но не круглые же сутки! И такая погода, как пишут сегодня "Новые Известия", для человека бесследно не проходит. Кроме обострения традиционных болячек, нынешнее лето принесло столичным жителям (и не только им) новое психическое расстройство. Психологи заговорили о погодобоязни, или погодофобии.
Боязнь погоды, как и любой страх, провоцирует гипертонические кризы, нервные расстройства, усугубляет целый ряд хронических заболеваний. И самое главное, на что обращают внимание психологи: не так страшна сама по себе эта жаркая погода, сколько различные страшилки о ней. Помните историю про Чуму? Когда ей стали пенять, зачем, дескать, столько людей поморила, она скромно ответила, что поморила-то она совсем немного, остальные умерли от страха...
А погодных и климатических страшилок, как всегда, впрочем, предостаточно. Перечислить основные? Глобальное потепление – раз, таяние ледников в Антарктиде – два... (Эх, сейчас бы в Антарктиду...) Цунами, штормовые предупреждения, страх перед ураганами... Люди, которые попроще, на веру воспринимают подобные россказни, они с ужасом ожидают всего, что им там напрогнозировали синоптики-всезнайки. Граждане по сто раз на дню вглядываются в термометры, манометры и прочие метеорологические приборы. Они не пропускают ни одного прогноза погоды, для них объявление о надвигающейся магнитной буре – повод бежать в аптеку за новой партией патентованных импортных таблеток и отечественных эликсиров, которые - от всего сразу.
Цифры, между прочим, угрожающие. "НИ" приводят слова старшего научного сотрудника Института психологии РАН Ольги Маховской, заявившей о том, что на данный момент к людям, страдающим погодофобией, относится от 30% до 50% населения нашей страны. "Метеозависимые люди, для которых магнитные бури и изменения атмосферного давления являются серьезной проблемой, опасаются резкой смены погоды из-за возрастания риска сердечно-сосудистых заболеваний. Как правило, это лица пожилого возраста. Но погодобоязнь свойственна не только им. В последнее время замечен рост этой фобии и у вполне здоровых россиян, опасающихся, скорее, не самой погоды, а метеосводок", - сообщила О.Малаховская.
Среди потенциальных погодофобов выделяются женщины среднего и пожилого возраста с чувствительной психикой. Для них сводки погоды – это все. Тем более что прогнозы эти часто преподносятся как сенсация, как нечто из ряда вон. Не стоит также забывать, что синоптики предпочитают в последнее время перестраховываться. Помните, как московские власти устраивали метеорологической службе разносы за то, что они прозевали ливень или ураган? Вот откуда все эти штормовые предупреждения чуть ли не через день.
Эффект от этих предупреждений усиливается еще и тем, что по телевизору прогноз погоды часто представляют не барышни модельного вида, а убеленные сединами мужи ученого вида. Такому грех не поверить… А воображение у нас – ого-го какое. Тут же в голове складываются картинки затонувшего Нью-Орлеана, всякие сюжеты о погодных катастрофах и прочие торнадо.
Но не надо думать, что погодофобией страдают лишь россияне. Американские психологи из университета Айовы обследовали 139 человек и выявили у них, пишут "НИ", различные признаки погодобоязни. При этом почти четверть обследованных признались, что из-за своих страхов перед погодой испытывали головокружение, одышку, тошноту, учащенное сердцебиение, панику, чувство беспомощности. То есть примерно те же симптомы, какие ощущает россиянин, очнувшись после вчерашней гулянки...
Давайте не будем бояться погоды. Ведь сами себя гробим, граждане! "Как правило, психосоматические проявления при фобиях разнообразны и непредсказуемы. Накручивая себя страхами об ураганах, магнитных бурях, опасаясь сердечного приступа, который якобы вызывается солнечной активностью, люди подсознательно доводят себя до такого состояния, что этот приступ происходит сам по себе", - рассказала "Новым Известиям" член правления Всероссийской ассоциации прикладного психоанализа психоаналитик Яна Дубейковская.