Японцы меняют мир на Курилы

Читать в полной версии →
Вопрос о принадлежности Курил стал "джокером", которого можно пустить в ход и в любом двустороннем диалоге, и при заключении международных союзов с участием третьих государств, и во внутриполитических играх




Неожиданные результаты принес состоявшийся накануне однодневный визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Токио. Пошли слухи, что японские руководители готовы предложить главе МИД РФ очередной способ разрешения давнего территориального спора в отношении Курильских островов. Известно, что ни одни переговоры с японской стороной не проходят без предварительной подготовки к диалогу о северных территориях. Для японцев это – больная тема, и они не упускают ни малейшей возможности вновь и вновь увязывать с этим сюжетом любой вопрос двусторонней повестки дня.

Проблема, как известно, возникла в результате подписания в 1951 г. Сан-Францисского мирного договора, согласно которому Япония признавала итоги Второй мировой войны и лишалась как побежденная страна Южного Сахалина и Курильских островов. Вскоре США заявили, что четыре острова – Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи в состав Курил не входят. С тех пор вот уже пятьдесят лет Япония неизменно требует возвращения ей этих территорий и отказывается подписывать мирный договор с Россией.

Предложенный сейчас к обсуждению вариант якобы предусматривает передачу японскому правительству меньшей части Южных Курил – острова Шикотан и прилегающей к нему необитаемой гряды Хабомаи – с сохранением при этом за оставшимися островами статуса "спорных территорий". Япония согласна на этих условиях подписать мирный договор. Москва в свою очередь должна обеспечить уже в "постпутинский" период продолжение переговоров о статусе и принадлежности Итурупа и Кунашира – самых густонаселенных и экономически развитых Курильских островов.

Стоит напомнить, что такой вариант постепенного решения территориального спора с передачей Японии двух из четырех островов, изначально предусматривался Совместной декларацией 1956 года. Открыто требовать возвращения всех Курил и призывать мировое сообщество оказать по этому вопросу давление на СССР японцы осмеливались только в эпоху Горбачева. Тогда взамен они предлагали солидную экономическую помощь.

Период Ельцина ознаменовался некоторым смягчением позиций японского руководства. Страна восходящего солнца была вынуждена признать, что решение проблемы спорных территорий невозможно через присуждения победы одной стороне и поражения другой. И проявила готовность вести переговоры о судьбе Южных Курил, отсрочив решение вопроса о статусе Итурупа и Кунашира.

Очередная смена правительства Японии традиционно ознаменовывалась ожесточением позиции. Так было и в 2001 г., когда "друга Мори" сменил экстравагантный Куидзимо. За последние годы требования японского правительства к российским коллегам варьировались от немедленного возвращения всех четырех островов до согласия на признание за Японией права собственности на эти территории и отсрочивание официальной передачи земель. Последнюю пару лет обе заинтересованные стороны вновь "прощупывают" вариант разделения спорных островов пополам.

Российское руководство всегда проявляло внешнюю готовность обсуждать проблему Курил и искать компромиссное решение. При этом необходимо было проявлять дипломатическую изобретательность и дозировать поступающую в СМИ информацию об официальных и неофициальных переговорах по поводу спорных территорий, поскольку среди рядовых россиян устойчиво доминирует резко отрицательная оценка перспектив передачи островов Японии.

Очередное реанимирование идеи дробления Курил для России стало интересным по ряду причин. Во-первых, Москва обеспокоена планами Токио и Вашингтона по созданию совместной системы ПРО, так как видит в них угрозу собственной безопасности. Во-вторых, Россия заинтересована в активизации и дальнейшем развитии программ двустороннего российско-японского сотрудничества в развитии Курил, Дальнего Востока и Сибири.

Наконец, в-третьих, именно сейчас сложилась крайне удобная для движения вперед ситуация: преемственность власти обеспечена, и можно принимать рискованные решения, без оглядки на рейтинги. Действующий президент после мартовских выборов будет выведен из-под удара, его авторитет в глазах сограждан не пострадает, а международный заведомо укрепится.

Это понимают и японцы. Поверив, что Путин и после ухода с поста президента сохранит реальные рычаги власти, они готовы к быстрому решению вопроса спорных территорий хотя бы в "усеченном варианте". Кроме того, теперь выторговывать территориальные уступки со стороны Москвы официальный Токио может в обмен на уступки по поводу ПРО. Да и само новое правительство Японии заинтересовано в увеличении своих рейтингов за счет активизации переговорных процессов по северным территориям.

Взаимная заинтересованность сторон в динамичном разрешении давнего спора налицо. Безусловно, наличие проблемы Курил не делает Москву и Токио друзьями. И кажется, что вариант "дробления" Курильских островов является единственно взаимоприемлемым и для России, и для Японии, коль скоро к нему возвращались в течение всех пятидесяти лет.

Но возникает подозрение, что Россия и Япония имеют не меньший интерес в сохранении ситуации статус-кво. Этот "джокер" может эффективно использоваться и в двустороннем диалоге на любую тематику, и при заключении международных союзов с участием третьих государств, и в политических играх внутри стран.

Парадокс в том, что вопрос ценен, пока он не разрешен. И как хорошее вино, с возрастом становится только дороже. Но есть достаточные основания считать, что положения советско-японской декларации 1956 г. спустя полвека после ее подписания могут быть все-таки реализованы.

Оксана КОВАЛЕВА |
Выбор читателей