|
Специалисты Superjob.ru решили выяснить, какие дела россияне откладывают чаще всего и почему. Однако сначала попытались разобраться с самими термином, попросив участников опроса ответить на вопрос о том, какие ассоциации у них вызывает это слово. Получилось забавно. Лишь 12% респондентов оказались осведомлены о его значении. Еще 48% честно признались, что понятия не имеют, о чем речь, и даже гадать не захотели. У 5% "прокрастинация" вызвала негативные ассоциации. Около 3% справедливо предположили, что термин относится к области психологии, столько же посчитали его медицинским. Но почти треть участников опроса (27%) проявили куда более буйную фантазию. Среди предложенных ими вариантов толкования есть такие неожиданные, как "переход через пространство", "разноцветная нация", "что-то, связанное с костями", "деление на слои" и "запутанная неопределенность".
Так что же вызывает у наших сограждан наибольшее желание потянуть время? Чаще всего – дела, касающиеся учебы (38%), причем женщины отлынивают от научных занятий чаще мужчин (41% против 34%). А зря! Ведь в дальнейшем им придется компенсировать учебные пропуски повышенной трудовой активностью. По данным исследования, в решении рабочих вопросов мужчины оказались более нерешительными (22% против 16% среди дам, общий показатель – 18%).
Почти треть россиян (29%) сопротивляются подобным образом выполнению бытовых задач (работа по дому, оплата кредитов, коммунальных услуг и т.д.); 28% затягивают принятие решений в мелких жизненных ситуациях, будь то покупка продуктов или организация отдыха; 21% не может приучить себя вовремя приезжать на встречи, поздравлять с праздниками близких людей и коллег.
Менее всего (16%) люди склонны откладывать принятие глобальных жизненных решений: выбор профессии, вуза, супруга (супруги) или места работы. Причем разница между мужчинами и женщинами в этом случае невелика, зато явно заметна другая тенденция: чем выше уровень дохода, тем быстрее принимаются подобные решения. Как говорится, удача любит смелых. И недаром ключевой компетенцией руководителей считается умение выстроить стратегию, а не выполнять рутинные производственные обязанности.
Те же, кому смелости не хватает, могут поискать оправдание, как это сделал один из участников опроса. "С тормозом, которым "наградила" тебя природа, бороться очень трудно, почти невозможно. Поэтому у людей разная степень успешности, разные судьбы", – комментирует он свой ответ.
Среди причин, по которым люди откладывают дела, лидирует ожидание более благоприятного момента (31%). Другими сдерживающими факторами выступают отсутствие мотивации или времени (по 19%), боязнь провалить дело или нехватка сил для его выполнения (по 9%). При этом в долгий ящик попадают задачи наименее важные (33%), а также наименее интересные и те, результат которых непредсказуем (по 28%). Четверть респондентов (26%) откладывают дела, в успехе которых они не уверены. Еще 18% не спешат выполнять задачи, игнорирование которых не сулит им особенных неприятностей.
Вообще, большинству россиян привычка откладывать дела жизнь не портит. Так, 26% респондентов никогда не сталкиваются с неприятностями по данному поводу, у 36% это происходит редко, у 24% – время от времени. И лишь 4% участников опроса признались, что очень часто страдают из-за собственной медлительности, а еще 3% вынуждены расплачиваться за подобную манеру ведения дел постоянно. Затруднились с ответом 7% опрошенных: "Проблем больших нет. Но бывают патовые ситуации"; "Я вообще ничего не делаю, я бездельник!".
Впрочем, было бы опрометчиво считать бездельниками и лентяями всех, у кого манера затягивать выполнение тех или иных задач вошла в привычку. Хотя именно такой подход практикуют многие работодатели. "Это состояние характерно для 90% моего рабочего коллектива", – отмечает один из респондентов. Но зачастую прокрастинация возникает у достаточно трудолюбивых людей как реакция на чрезмерные нагрузки и стресс. Также это может служить сигналом того, что работа стала рутиной, человек потерял к ней интерес и неплохо было бы разнообразить его обязанности или даже предложить должность в другом отделе (карьерный рост не всегда происходит вверх). А возможно, сотрудник просто не умеет расставлять приоритеты и ему надо давать более четкие указания.