ФОТО: AP |
"В связи с заявлениями, прозвучавшими в Вашингтоне и ряде столиц Евросоюза по поводу процесса над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, хотели бы в очередной раз подчеркнуть, что данный вопрос относится к компетенции судебной системы Российской Федерации. Попытки оказывать давление на суд неприемлемы. Президент Российской Федерации в недавнем интервью с руководителями ведущих российских телеканалов подчеркнул, что никто не вправе вмешиваться в прерогативы судебных органов", - говорится в официальном заявлении, опубликованном на сайте ведомства.
Как подчеркивается в документе, в случае с Ходорковским и Лебедевым речь идет "о серьезных обвинениях в уклонении от уплаты налогов и отмывании доходов, полученных преступным путем". По мнению официального представителя ведомства, такие деяния являются уголовно наказуемыми в любой стране мира. "Суждения о каком-то избирательном применении правосудия в России безосновательны: в российских судах рассматриваются тысячи дел, касающихся ответственности предпринимателей перед законом", - говорится на сайте МИД. "Рассчитываем, что каждый будет заниматься своим делом - и у себя дома, и на международной арене", - сказано в заявлении.
В понедельник, 27 декабря, в Хамовническом суде Москвы началось оглашение обвинительного приговора по второму делу "ЮКОСа", в рамках которого Ходорковский и Лебедев обвиняются в преступлениях, предусмотренных пп. а и б ч. 3 ст. 160, ч. 3 ст. 174, ч. 4 ст. 160 и ч. 4 ст. 174-1 УК РФ ("Хищение чужого имущества, вверенного виновному, с использованием своего служебного положения организованной группой в крупном и особо крупном размерах", "Совершение с использованием своего служебного положения организованной группой в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а также использование их для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности").
Обвинение утверждало, что Ходорковский и Лебедев в составе организованной группы с основными акционерами "ЮКОСа" и другими лицами в период до 12 июня 1998 г. похитили акции дочерних обществ ВНК на сумму 3,6 млрд рублей. В 1998 - 2000 гг. обвиняемые легализовали похищенные на эту же сумму акции "дочек" ВНК. В прокуратуре также полагали, что в 1998 - 2003 гг. Ходорковский и Лебедев украли более 200 млн т нефти, добытой ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть" на сумму 892,4 млрд руб, отмыв в 487,4 млрд руб. и $7,5 млрд в 1998 - 2004 годах.
Как следует из уже зачитанной части приговора, фигуранты дела признаны виновными в том, что руководили группой, совершавшей преступления в нефтяной отрасли, и присвоили чужое имущество с использованием служебного положения. "Ходорковский, Лебедев и члены организованной группы распоряжались похищенным по своему усмотрению, направляя основную часть средств для собственного обогащения, а меньшую часть - в действующие предприятия нефтедобычи и переработки, чтобы воспроизвести добычу сырья и его переработку и создать возможность дальнейшего продолжения хищений", - заявил судья Виктор Данилкин.
В приговоре также сказано, что фигуранты дела ставили "дочек" "ЮКОСа" "в заведомо невыгодные экономические условия", обеспечив заключение между ними и головной компанией соглашений, которые "явно противоречили интересам последних и предметом которых являлось установление обязательных для сторон организационных условий, необходимых для беспрепятственного завладения нефтью".
По мнению суда, "ЮКОС" заключал с дочерними предприятиями "Самаранефтегаз", "Юганскнефтегаз" и "Томскнефть" заведомо фиктивные договоры купли-продажи нефти, а также скупал добытое по заведомо заниженным в два - четыре раза ценам. "Договоры купли-продажи нефти носили фиктивный характер, поскольку включали в себя заведомо ложные сведения о том, что покупателем нефти выступает "ЮКОС". Между тем Ходорковскому, Лебедеву и их сообщникам было достоверно известно, что "ЮКОС" фактическим покупателем нефти не является, а продукция нефтедобывающими предприятиями самостоятельно отгружается непосредственно российским и зарубежным потребителям", - говорится в приговоре.
Кроме того, предприниматели признаны виновными в обмане аудиторов, а также в незаконной легализации денежных средств в 1998 - 2004 гг. на сумму более 487 млрд руб. и более $7,5 миллиона. Судья Данилкин перед объявлением перерыва на следующий день заявил, что суд считает вину Ходорковского и Лебедева полностью доказанной. По одному из эпизодов обвинения были сняты по истечению срока давности. Речь идет о хищении подсудимыми акций ОАО "Восточная нефтяная компания" (ВНК). Об этом заявил зачитывающий приговор судья Виктор Данилкин. В то же время обвиняемые были признаны виновными в хищении нефти.
Приговор вызвал крайне резкую реакцию на Западе. В частности, пресс-служба Белого дома заявила, что администрация США "обеспокоена обвинениями в (допущенных в ходе следствия и рассмотрения дела в суде) процессуальных нарушениях, свидетельствующих о том, что судебная система, по всей видимости, используется со злоупотреблениями и для достижения незаконных целей". По мнению Белого дома, неспособность России "придерживаться универсальных ценностей мешает стране проводить модернизацию и углублять связи с США".
"Очевидное избирательное применение права к фигурантам дела подрывает репутацию России как страны, демонстрирующей приверженность к усилению власти закона", - говорится в заявлении. Аналогичные обвинения в адрес Москвы выдвинула и глава Госдепартамента США Хиллари Клинтон. По мнению госсекретаря, жесткий приговор Ходорковскому и Лебедеву "может негативно повлиять на репутацию России как государства, выполняющего международные обязательства по соблюдению прав человека и улучшающего инвестиционный климат".
Реакция на приговор официальных представителей Евросоюза также оказалась довольно неприятной для Москвы. "Европейский союз будет внимательно следить за ходом процесса, включая предстоящий приговор. ЕС рассчитывает, что Россия будет соблюдать свои международные обязательства в том, что касается соблюдения прав человека и верховенства закона", - говорится в заявлении верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности ЕС.