Экономическое ведомство Грефа в своих оценках оказалось очень осторожным. По словам замглавы Минэкономразвития Аркадия Дворковича, в 2003 г. рост ВВП будет находиться в интервале 4,3-5%, не более. Он также отметил, что максимальный уровень в 5% может быть достигнут при ежемесячном увеличении ВВП на 0,3-0,4%. Сие возможно при условии сохранения нынешней цены на нефть (около $25 за баррель сорта Brent). Хуже придется, если цена на "черное золото" упадет до $21-22 за баррель. В этом случае годовой экономический рост, по расчетам МЭРТ, составит 4,5%. Если же к этому добавится стагнация производства, то объем ВВП увеличится лишь на 4,3%. Официально же министерство дает цифру в 4,5%.
Чуть раньше прогноз относительно ВВП обнародовало рейтинговое агентство Fitch Ratings. Специалисты Fitch относятся к ситуации в России более оптимистично, предсказывая 6-процентный годовой рост валового продукта. Впрочем, Аркадий Дворкович, в свою очередь, отметил, что МЭРТ считает такую перспективу "очень маловероятной". С просьбой прокомментировать свою позицию, "Yтро" обратилось к управляющему директору московского представительства Fitch Ratings Наташе Пейдж.
"Yтро": Минэкономразвития назвало вашу оценку экономического развития страны маловероятной. Объясните, с чем связана разница в прогнозах Fitch и МЭРТ.
Наташа Пейдж: Мне бы сказу хотелось уточнить: мы давали прогноз на краткосрочную перспективу - только на 2003 год. На 2004 г. наш прогноз остается в рамках, обозначенных вчера Аркадием Дворковичем. Таким образом, уровень роста ВВП, который мы прогнозируем (6%), - это всего лишь краткосрочный взгляд на ситуацию в стране.
Надо отметить, что на эту цифру влияет немало факторов. Одним из определяющих для нашей оценки стал тот факт, что уровень ВВП в первом квартале текущего года поднялся на 3,5% по сравнению со средним уровнем роста валового продукта за 2002 год. Поэтому мы полагаем, что можно рассчитывать в течение года на шестипроцентный рост. Разумеется, если сохранится нынешняя благоприятная ситуация.
Несомненно, существует немалая зависимость развития экономики от производства нефти и газа. Экспортные показатели очень сильно могут изменить любые прогнозы, как наши, так и Минэкономразвития. Я хочу еще раз подчеркнуть, что 6% роста ВВП, опубликованные Fitch Ratings в качестве прогноза на ближайшее будущее России, не являются строгим математическим расчетом. Это только предположение, исходящее из нынешнего момента.
"Y": От чего зависит, достигнет ли ВВП уровня в 6%?
Н.П.: 6% роста ВВП Россия получит, в первую очередь, если цены на нефть и газ удержатся на нынешнем уровне. То есть достаточно сохранения сложившегося положения на рынке. Мы считаем, что увеличения стоимости энергоносителей для этого не нужно. Здесь надо учитывать также временной лаг примерно в 6 месяцев, в течение которых величина цен продолжает оказывать влияние на экономическую ситуацию. Кроме того, есть зависимость от того, сохранится ли приток капитала. Сейчас Россия переживает благоприятный момент. Как долго он продлится - судить времени.
Пока же специалисты Fitch Rating рассматривают российскую экономику как перспективную. Так, недавно агентство объявило о повышении рейтинга России до BB+. Это высший рейтинг переходной группы, то есть Россия тем самым вышла на прединвестиционный уровень. Аналогичное повышение рейтинга ожидается в ближайшие три месяца от других рейтинговых агентств - Standart& Poors и Moody. Таким образом, можно говорить о том, что показатели РФ позволяют рекомендовать нашу страну как привлекательную для потенциальных инвесторов.
По большинству макроэкономических параметров Россия действительно достойна перехода на новый уровень, считают в Fitch Ratings. В частности, отмечается, что отношение государственного долга к ВВП к концу 2003 г. ожидается на уровне 33%, что ниже среднего показателя по инвестиционной группе ("ВВВ") - 40%. Пока картину портит только отношение внешнего долга страны к ВВП - 27% (средний уровень по инвестиционной группе - 14%). Неудовлетворительно также отношение внешнего долга к сальдо счета текущих операций - 63% против 39% в среднем на инвестиционном уровне.
По мнению Аналитического отдела Банка Москвы, формально Россия не проходит в инвестиционную группу именно по размеру внешнего долга. Поэтому эксперты считают, что "стратегия правительства, направленная на увеличение внутреннего долга и снижение за счет этого внешних заимствований, представляется разумной". Тем более что российская финансовая система явственно ощущает недостаток рублевых инвестиционных инструментов.
Правда, добрые намерения у отечественных чиновников зачастую оборачиваются не совсем адекватными решениями. Судя по последним заявлениям Минфина, руководство страны намерено добровольно-принудительно заставить как государственные, так и частные компании занимать только на российском рынке. Результатом такого административного подхода могут стать отрицательные последствия не только для предприятий, которые будут вынуждены привлекать деньги по более высоким ставкам, чем они это делают сейчас за рубежом, но и для национальной банковской системы.
Появление на рынке облигационных займов на суммы порядка 3 млрд рублей (в отличие от 500-800 млн, характеризующих внутренний рынок в настоящее время) заставит банки отказаться от кредитования малого и среднего бизнеса и превратит их в посредников между клиентами и рынком ценных бумаг. Подобное положение существовало в России перед кризисом 1998 г., и чем оно закончилось, объяснять не приходится.
Возможность выхода России на инвестиционный уровень действительно сильно зависит от величины внешних заимствований. Но хочется надеяться, что в погоне за рейтингом страна не окажется в ситуации "хотели как лучше, получилось как всегда". Впрочем, пока положение РФ в глазах мирового экономического сообщества только улучшается. По мнению экспертов Fitch Ratings, риск нестабильности в России сейчас является предельно низким. Если правительство не предпримет неожиданных поворотов, дальнейшее повышение рейтингов ожидается после итогов президентских выборов, или, быть может, даже в начале 2004 года.