|
В результате 25 лет войны экономика Афганистана была разрушена практически полностью, и положение остается ужасным. Так, электричеством могут пользоваться лишь 6% афганцев, доступ к элементарной медицинской помощи имеют 15%, обучены грамоте – 20%. Социальная ситуация еще больше осложнилась в связи с возвращением в страну после 2001 г. 2 млн беженцев (примерно 9% всего населения). Президент Хамид Карзай говорит "о двузначных темпах роста", однако это рост с чрезвычайно низкого исходного уровня. При такой точке отсчета годовое увеличение ВВП вполне могло бы составить и 50, и 75, и все 100%. По данным Госдепартамента США, в 2002 г. легальная экономика Афганистана выросла на 30%, в 2003 г. – на 25%. Сама "округлость" этих цифр заставляет усомниться в их достоверности. Непонятно, в частности, включает ли в данном случае термин "легальная экономика" некриминальный теневой бизнес. Скорее всего, нет. Но тогда реальный рост, очевидно, был существенно меньше, чем рапортует Госдеп, ведь на официальный бизнес приходится лишь малая часть экономической активности в стране. По сведениям из других источников, ВВП (без оборота наркотиков) увеличился в прошлом году только на 9-10%. Но это, видимо, минимальная оценка, если учесть, что сельскохозяйственное производство, которое обеспечивает 60% ВВП, возросло на 15%. Объем ВВП Афганистана в 2002 г. эксперты ООН определили в $4,4 миллиарда. Исходя из "доверительного интервала" 10-20% роста в прошлом году, получаем оценку ВВП в $4,8-5,3 млрд, или всего $215-235 на душу населения.
Американцы стараются всячески подчеркнуть успехи Афганистана на пути, так сказать, к мирной жизни. Отмечается, скажем, успешно проведенная в 2002 г. денежная реформа, давшая стране относительно стабильную валюту и низкую инфляцию. Говорится и об интересе к афганской экономике со стороны частных иностранных инвесторов. Последние, однако, подписали на сегодняшний день соглашений с афганским правительством всего на $400 млн – и это большей частью не реально осуществленные, а только запланированные капиталовложения. Афганистан не обделен полезными ископаемыми: здесь есть довольно крупные месторождения природного газа, железа, меди, драгоценных камней. Но крайняя нестабильность политической ситуации и слабость центрального правительства (реальная власть на местах принадлежит полевым командирам) отпугивают потенциальных инвесторов – уж слишком высоки риски. К тому же, с приближением президентских и парламентских выборов в стране ожидается эскалация насилия.
В то же время в Афганистане развернулось достаточно масштабное строительство на деньги стран-доноров. Строятся школы, больницы, дороги (например, шоссе Кабул – Кандагар), объекты инфраструктуры. Как правило, доноры (а это прежде всего американцы) сами финансируют конкретные проекты, а непосредственно афганскому правительству перечисляется лишь небольшая часть международной помощи. Правительство Карзая полностью зависит от этих трансфертов, на которые приходится 2/3 доходов госбюджета. Данные средства идут, в частности, на институциональные преобразования – формирование органов власти, армии, полиции, судов и т.д. Но, как водится, денег не хватает.
После победы над талибами* Запад обещал Афганистану $4,5 миллиарда. Насчет того, сколько реально было выделено, существуют разные мнения. По некоторым оценкам, максимум $3 млрд, причем скептики называют вдвое меньшую сумму. Американцы же уверяют, что обязательства выполнены практически полностью и по состоянию на апрель с.г. Афганистан получил от доноров $4,2 миллиарда.
Новая (уже третья по счету) конференция по Афганистану прошла 31 марта – 1 апреля в Берлине. Ранее президент Карзай говорил, что для нормализации ситуации в стране необходимо не менее $30 млрд в течение пяти лет, однако на конференции снизил свои запросы до $27,5 млрд за семь лет (т.е. в среднем $3,9 млрд. в год) – столько стоит программа, разработанная при участии Всемирного банка. В конечном счете доноры согласились выделить $8,2 млрд в ближайшие три года ($2,7 млрд в год, или в 2,2 раза меньше того, что еще недавно Карзай определял как "минимум"). В текущем году только США обещали предоставить $2,2 млрд (на 1 млрд больше по сравнению с первоначальными планами). Однако, по мнению некоторых наблюдателей, в действительности объемы помощи, в том числе американской, сейчас сокращаются. При этом прямо указывается причина: самая страшная головная боль Вашингтона сегодня – это Ирак, а чтобы по-настоящему заняться Афганистаном, не хватает ни времени, ни энергии, ни денег. Иными словами, творить "добро" сразу в двух прежних вместилищах "зла" все-таки не получается. Евросоюз тоже не проявляет в отношении Афганистана излишней щедрости: в 2002 г. Брюссель раскошелился на 850 млн евро, в 2003 г. – на 835 млн, а в нынешнем году – только на 700 миллионов. При таких тенденциях мир и процветание в стране наступят еще не скоро.
Впрочем, есть в Афганистане одна отрасль, которая в последние годы развивается стремительными темпами. Речь идет о наркобизнесе. После свержения режима талибов посевные площади под опийный мак многократно возросли. Афганистан превратился в крупнейшего мирового поставщика наркотиков: на него приходится 75% мирового производства опиума-сырца и 80-90% героина, реализуемого в Европе. Центральное правительство, контролирующее только Кабул и его ближайшие окрестности, ничего не может поделать с полевыми командирами, для которых наркобизнес – экономический базис их власти и личного благополучия. По ряду оценок, совокупные доходы от реализации наркотиков достигают в Афганистане $3 млрд в год. Согласно данным Управления ООН по наркотикам и преступлениям, в 2003 г. в стране было выработано 3,6 тыс. тонн опиума-сырца, а наркодоходы составили $2,3 млрд: $1 млрд из них достался крестьянам (1,7 млн человек) и $1,3 млрд – торговцам. Это эквивалентно приблизительно 50% афганского ВВП. На состоявшихся весной этого года слушаниях в Конгрессе помощник госсекретаря США по борьбе с наркотиками Роберт Чарльз сообщил, что опийный мак выращивают в 28 из 32 провинций Афганистана. Причем в 2004 г., по его сведениям, посевные площади под эту культуру увеличились с 80 тыс. до 120 тыс. гектаров. Таким образом, производство героина может подскочить еще в полтора раза при сокращении выпуска традиционной сельхозпродукции.
В целом экономические перспективы Афганистана эксперты оценивают как неопределенные. В отличие от наркобизнеса, положение в "обычных" отраслях экономики особого оптимизма не внушает. Хотя, если смотреть на вещи непредвзято, то именно опиумное производство в пору уже называть "обычным". Так что, если администрации Буша понадобится отчитаться (перед тем же Конгрессом или, допустим, ООН) о своих успехах в построении в Афганистане демократии и эффективной экономики, ей будет достаточно учесть результаты труда афганских земледельцев на маковых полях. И получить такие показатели экономического развития страны, которые заставят умолкнуть разом всех критиков.
* Организация запрещена на территории РФ