Россия и ПАСЕ переходят на личности

Читать в полной версии →
Михаил Маргелов стал невольной жертвой российской внешней политики. Его избрание председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы, ожидавшееся в конце января, теперь вряд ли состоится раньше 2010 года




Сенатор Михаил Маргелов стал невольной жертвой российской внешней политики, активным проводником которой он является. Ожидавшееся в конце января избрание господина Маргелова председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы теперь вряд ли состоится раньше 2010 года.

На ближайшей сессии Ассамблеи должна быть проведена процедура избрания председателя ПАСЕ и 20 его заместителей на ближайшие три года. По установившимся правилам кандидатуру на пост председателя по очереди предлагает одна из пяти депутатских групп Ассамблеи: самая крупная в ПАСЕ группа социалистов, группа Европейских народов, "Европейские демократы", группа Либералов и реформистов и группа Объединенных левых. В январе очередь должна была дойти до группы "Европейские демократы", которую возглавляет Михаил Маргелов. Ни у кого не возникало сомнений, что российский парламентарий достоин высокого поста. Профессиональные качества Маргелова и его опыт не оставляли шансов потенциальным соперникам. Впрочем, иных фамилий и не называли. Представитель России впервые был настолько близок к избранию на ответственный пост.

Но 10 января лидеры крупнейших групп ПАСЕ – социалистов и Европейской народной партии и примкнувшие к ним "левые" – подписали решение о передаче права предлагать кандидатуру председателя Ассамблеи социалистам. Демократы и либерал-демократы воздержались. Против изменения принципов выборов выступил действующий председатель ПАСЕ Рене Ван дер Линден. По новым правилам, переизбрание руководящих органов ПАСЕ отныне будет происходить каждые два года.

Очевидно, что скоропалительное изменение принципов избрания председателя Парламентской ассамблеи направлено именно против Михаила Маргелова как представителя России. Против его кандидатуры открыто выступили эстонские парламентарии и делегация Швеции. Формальные претензии вряд ли могут иметь непосредственное отношение к господину Маргелову: его противники заговорили о "недемократичности прошедших в декабре 2007 г. в России выборов и об искажении демократических идеалов". Реформаторы уверяют, что новые правила не ущемляют права российской делегации, поскольку в первую очередь направлены на корректировку баланса интересов депутатских групп ПАСЕ. После двухлетнего правления социалистов, начиная с января 2008 г., в 2010 г. право назначить председателя Парламентской ассамблеи получит вторая по численному составу группа депутатов – "Европейские демократы".

Аналитики снова заговорили об обострении отношений между российскими властями и Евросоюзом. Причин для этого немало, как и возможных неприятных для обеих сторон последствий.

Можно предположить, что решение "прокатить" российского парламентария стало реакцией на жесткую позицию России в отношении судьбы Косова. Ряд европейских стран, как известно, заявил о готовности признать самопровозглашенную республику в случае, если косовские власти решатся на это. И все большее число экспертов сходятся во мнении, что новое государство может появиться на карте Европы уже очень скоро. Россия же грозит заблокировать любое решение в Совбезе ООН по статусу независимого Косова и обещает Сербии всемерную поддержку. Сам Маргелов в день, когда ему отрезали путь к посту председателя ПАСЕ, заявил, что, признав независимость Косова, европейские власти положат начало "параду суверенитетов" и вместо интеграции, к которой стремятся, получат раскол.

Есть и другая мотивация происходящего. Так, представители азербайджанской делегации в ПАСЕ, выступающие в поддержку Маргелова, признают, что решение о новых правилах избрания председателя Ассамблеи не направлено лично против российского представителя. И что вся проблема – в неподписании Россией 4-го дополнительного протокола к Европейской конвенции о правах человека, из-за чего была парализована деятельность Европейского суда. Азербайджанские депутаты свидетельствуют, что в ПАСЕ звучат предложения поставить условием избрания Михаила Маргелова председателем подписание Россией этого протокола.

В связи с происходящим многие вполне резонно прогнозируют сокращение финансирования ПАСЕ со стороны России. Аналогичные шаги уже были предприняты Москвой в отношении ОБСЕ в качестве меры воздействия на несговорчивых партнеров. Недовольство Парламентской ассамблеей Совета Европы тоже накапливалось годами. С ее трибун неоднократно выступали чеченские сепаратисты и европейские критики действий российских властей в Чечне, резкие высказывания звучат в адрес Кремля и сегодня. Россия всегда парировала их замечаниями по поводу двойных стандартов европейцев и предвзятости к российским политическим реалиям. Позицию Москвы с трибуны ПАСЕ, естественно, чаще всего приходилось озвучивать Михаилу Маргелову. Поэтому в Европе его многие считают ангажированным политиком, хотя в самой России он признан одним из ведущих специалистов по налаживанию контактов даже с самыми откровенными русофобами.

Финансовый вопрос выносится Россией на повестку дня в крайнем случае, и в последнее время это происходит все чаще. Мотивировка российских властей одна: мы платим больше, чем получаем взамен. Логика проста: поскольку обязательства по размеру финансового взноса государство взяло на себя добровольно, то в его власти их уменьшать или вовсе отказываться от платежей.

По мнению главы российской делегации в ПАСЕ Константина Косачева, ожидать уменьшения финансовых субсидий Совету Европы стоит в следующем году, поскольку с мая 2008 г. Россия впервые будет председательствовать в этой структуре, и поднимать вопрос о деньгах сейчас для Москвы во всех смыслах невыгодно.

Что касается окончательного решения вопроса о председательстве России в ПАСЕ, то оно может быть принято в воскресенье. Однако практически все признают, что шансов на изменение ситуации нет. Равно неубедительными выглядят гарантии удачной для Москвы ротации в 2010 г.: уже сегодня этому препятствует огромное количество противоречий и конфликтов во взаимоотношениях между ЕС и Россией. К тому же часть вопросов обе стороны склонны решать под воздействием сиюминутных настроений и сложившейся конъюнктуры, что замыкает круг взаимного недовольства, переводя конфликт в хроническую стадию.

Оксана КОВАЛЕВА |
Выбор читателей