|
Подобные исследования Росстат проводит с 1998 г. ежеквартально – в феврале, мае, августе и ноябре. В опросе принимает участие пять тысяч человек в возрасте старше 16 лет, проживающих во всех субъектах Российской Федерации (кроме Чеченской Республики). Анкета включает вопросы о субъективном мнении респондента по поводу общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Индексы рассчитываются на основе баланса оценок по соответствующим вопросам анкеты (разница меду процентом определенно положительных ответов, половины скорее положительных и суммой процента определенно отрицательных и половины скорее отрицательных ответов). Сводный показатель – индекс потребительской уверенности – отражает совокупные потребительские ожидания населения.
Итак, по результатам I квартала 2008 г. индекс потребительской уверенности впервые вышел в положительную зону, достигнув отметки в 0,4%, что на 5,4 процентных пункта больше результата IV квартала 2007 года. Такую динамику в Росстате объясняют ростом доли позитивных оценок произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в стране, личного материального положения опрошенных и благоприятности условий для крупных покупок.
Доля россиян, положительно оценивающих произошедшие изменения экономической ситуации в стране, возросла с 28% (в I квартале 2007 г.) до 32%, а ожидающих ее улучшения – с 24% до 28%. По мнению 19% опрошенных, ситуация ухудшилась (в I квартале 2007 г. таких было 15%); к дальнейшему ее ухудшению готовится 14% россиян (12% в I квартале 2007 г.) Доля тех, кто считает, что экономическая ситуация за год не претерпела изменений, составила 43% (против 50% в I квартале 2007г.), а тех, кто считает, что она останется такой же в ближайшее время, – 34% (против 42%).
Парадокс ситуации в том, что именно с осени прошлого года стал особенно заметен рост цен на продовольственные товары; ускоренными темпами цены продолжают расти и по сей день. Согласно социологическим опросам, высокая инфляция является одним из самых главных опасений населения. В связи с этим ответ на вопрос: почему именно теперь, на фоне беспокойств по поводу очередного подорожания продуктов питания, лекарств и бензина люди поверили в успех экономических преобразований, видится лишь один: этому способствовала успешная предвыборная президентская кампания и сопутствующая ей раздача обещаний.
Большинство россиян поверили обещаниям построить инновационную экономику, повысить доходы и пенсии людей, доведя их до уровня развитых стран. Поверили, несмотря на объективные трудности, с которыми придется столкнуться Путину-премьеру и Медведеву-президенту. О том, смогут ли они исполнить эти обещания в условиях усиливающегося мирового кризиса, россияне, похоже, пока не задумываются.
Между тем в решении главнейших задач по построению дифференцированной экономики Путину и Медведеву не на кого опереться. Власти справедливо осознают, что необходимо развивать средний класс. Пока, правда, все сводится лишь к повышению доходов населения за счет "упавших с неба" нефтяных денег. Однако принадлежность к среднему классу определяется не только доходами, но и наличием собственности, сбережений, социально-политической активностью. В этом плане все отнюдь не так однозначно. Квартиры становятся все дороже, темпы роста сбережений населения сокращаются, о высоком профессионализме российских менеджеров, так же как и о решимости как-то повлиять на происходящее в стране, говорить не приходится. Необходимость общения с коррумпированной бюрократической системой и негативный опыт прошлых реформ отбили у большинства людей охоту заниматься собственным бизнесом.
Уровень деловой активности в России, согласно международным оценкам, в два раза ниже, чем в других странах с быстрорастущей экономикой. Лишь 5% россиян участвуют в создании новых компаний. А без развития малого и среднего бизнеса диверсификация экономики страны вряд ли возможна. В России по-прежнему сильно иждивенческие настроения. Так, попасть в средний класс, по мнению большинства опрошенных ВЦИОМ, людям должно помочь государство, повысив им доходы, снизив инфляцию, сделав доступным жилье. И лишь 2% опрошенных хотят, чтобы им просто дали возможность работать и зарабатывать.
Есть ли решение у поставленной перед Путиным и Медведевым задачи со множеством переменных и неизвестных, возможно, прояснит стратегия социально-экономического развития страны до 2020 г., которую подготовят к августу. Пока же очевидно только одно: власти по-прежнему не знают, с какого конца подойти к решению задачи, возлагая все надежды лишь на бессистемные нефтедолларовые инъекции в экономику.