|
Речь идет о четырех основных направлениях: развитие демократии и повышение эффективности управление в целях стабильности, экономическая интеграция и сближение с политикой Евросоюза, обеспечение энергетической безопасности и контакты на уровне граждан, в том числе облегчение визового режима. При более подробном рассмотрении выясняется, что под экономической интеграцией подразумевается создание зон свободной торговли с каждым восточным партнером после его вступления во ВТО, а под облегчением визового режима - сокращение времени на выдачу виз, а также переход на выдачу бесплатных виз для отдельных стран.
Столь же неопределенным выглядит и финансирование проекта "Восточное партнерство". Сначала говорили о €600 млн до 2013 г. и €1,5 млрд до 2020-го, но в итоге было решено ограничиться €350 млн до 2013 года. Учитывая практику подобных программ, значительная часть этого, прямо скажем, незначительного финансирования, скорее всего, уйдет на оплату европейских консультантов по вопросам демократизации и интеграции, а также на создание и функционирование единых центров выдачи виз, проведение конференций и пр. Но к этому все давно привыкли.
Интересно в этой программе другое. Эксперты сразу обратили внимание на задачу "обеспечения энергетической безопасности", затерявшуюся в официальных документах между экономической интеграцией и контактами граждан. Именно это направление взаимодействия с восточными соседями проработано гораздо лучше всех остальных. Например, в рамках "Восточного партнерства" Брюссель намерен принять в Европейское энергетическое сообщество (ЕЭС) Украину и Молдавию, провести специальную конференцию для сбора средств на модернизацию системы украинских газопроводов и подписать с Азербайджаном, Арменией и Грузией "меморандум о взаимопонимании" с ЕЭС.
Чтобы понять смысл этих действий, следует напомнить, что Европейское энергетическое сообщество было учреждено в 2005 г. для контроля над энергопотоками на Балканах. Помимо ЕС сегодня его членами являются Албания и государства, возникшие на территории бывшей Югославии: Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Черногория и Косово. Члены этого сообщества связаны договором о правилах торговли и транзите энергоносителей, и, втягивая в него государства Восточной Европы и Кавказа, ЕС, похоже, надеется, если не прекратить, то хотя бы ограничить транзитный шантаж Украины и выйти на уровень согласованных действий, в первую очередь, с Азербайджаном. По мнению некоторых наблюдателей, именно обеспечение энергетической безопасности Евросоюза за счет создания углеводородного транзита в обход России является главной целью как ЕЭС, так и программы "Восточное партнерство".
Попутно предпринимаются попытки подтянуть к государствам ГУАМ Армению и Белоруссию, которые все еще связаны особыми отношениями с Москвой. Активные заигрывания грузинского руководства с Ереваном под лозунгом "Вместе в Европу" начались еще полтора года назад, но пока не дали результатов, прежде всего потому, что армянские политики ограничены в своих решения проблемой Нагорного Карабаха и требованием признать геноцид армян в 1915 году. Эти факторы осложняют отношения Еревана с Азербайджаном и Турцией, что препятствует включению Армении в общие кавказские проекты.
Что касается Белоруссии, она необходима для выстраивания пресловутого "санитарного кордона" вокруг России. Комментируя примирительные шаги Европы в отношении Лукашенко, западные эксперты объясняют их тем, что ЕС напуган перспективой размещения российских ракет на территории Белоруссии. При этом все понимают, что, оторвав Минск от Москвы, Евросоюзу будет легче добиться уступок со стороны России. Благосклонно реагируя на предложения ЕС, Лукашенко, похоже, собирается использовать "европейскую карту" в торге с Россией, а не получив желаемого, вполне может "развернуться на Запад", как это сделала в свое время Украина.
Достаточно неоднозначно отреагировали на проект "Восточного сотрудничества" в Азербайджане и Молдавии. Как заметил молдавский министр иностранных дел и европейской интеграции Андрей Стратан, Кишинев приветствует эту инициативу, однако считает, что наибольшую выгоду Молдавия получит через развитие своих двусторонних отношений с Евросоюзом. Еще более скептически настроены азербайджанские эксперты. Они либо не верят в возможность демократизации нынешнего режима, либо полагают, что энергетический и транспортный потенциал Азербайджана не стоит жестко связывать с интересами увязнувшей в собственных проблемах Европы.
Отчасти обиженными выглядят даже Грузия и Украина, которым дали понять, что в ЕС их не примут, скорее всего, никогда. Во всяком случае, расплывчатые формулировки об общеевропейской интеграции, фигурировавшие в первоначальном варианте программы "Восточное партнерство", были исключены из ее окончательной версии, что очень не понравилось Украине. В ходе предварительных переговоров украинские политики настаивали на том, чтобы возможность вступления в ЕС была обозначена главной целью программы "Восточное партнерство". Получив отказ, Киев пригрозил, что может отменить безвизовый режим для граждан ЕС, если Брюссель не смягчит соответствующие условия для украинских граждан.
Все это свидетельствует об определенных сложностях с продвижением проекта "Восточное партнерство", однако не стоит надеяться, что эта затея не принесет своих результатов. Киев уже, похоже, смирился и делает ставку на лидерство в новом партнерстве, надеясь, что его усилия будут оценены в Брюсселе. Остальные страны ГУАМ тоже привыкли ориентироваться на Запад, а с Белоруссией и Арменией будут плотно работать, предъявляя им "дополнительные аргументы" и делая "предложения, от которых невозможно отказаться".
Что касается политической подоплеки затеи с "Восточным партнерством", то мало кто сомневается, что этот проект является еще одним инструментом игры против России. После расширения НАТО и принятия в состав ЕС государств советского блока Европа приступает к освоению постсоветского пространства. Второго декабря на саммите в Брюсселе были приняты годичные программы углубленного сотрудничества НАТО с Грузией и Украиной. Пятого декабря ОБСЕ отвергла предложения Дмитрия Медведева по новой конфигурации системы общеевропейской безопасности. В подвешенном состоянии находятся переговоры по новому договору о сотрудничестве в формате Россия - ЕС.
Создается впечатление, что, чем упорнее старается Москва наладить отношения с Европой, тем в более уязвимом положении она оказывается. Не так уж сложно представить, что следующим шагом ЕС станут попытки "откусить" от России ее приграничные регионы и присоединить их к зоне "Восточного партнерства" или каким-то иным проектам. Артподготовка в этом направлении ведется давно. Это и старая затея о втягивании Калининградской области в проект "Большой Ганзы", и приграничные претензии Латвии и Украины, и игры вокруг так называемого "суверенитета" северокавказских республик, и возобновившиеся на фоне кризиса разговоры о предоставлении большей самостоятельности регионам... Если так пойдет, дело может дойти не только до создания санитарно-энергетического кордона, но и до развала страны.