ФОТО: AP |
В августе - сентябре 2008 г., сообщает The New York Post, со ссылкой на материалы книги, российское руководство предлагало властям Китая начать распродажу облигаций крупнейших американских ипотечных агентств - Fannie Mae и Freddie Mac. Тем самым, по мнению Полсона, они намеривались ударить в самое слабое место экономики США, находившейся на пике ипотечного кризиса.
"Я услышал об этом во время Олимпиады в Пекине. Сразу после возвращения домой я доложил обо всем президенту. Правда, затея русских не удалась, поскольку КНР отказалась продавать облигации и в дальнейшем ощутимо помогла США во время кризиса", - цитируют книгу Полсона журналисты. По мнению экс-министра, летом - осенью 2008 г. на фоне военного конфликта вокруг Южной Осетии и явной поддержки США грузинской стороны Россия пыталась развернуть экономическую войну против Соединенных Штатов. Огромные бюджетные расходы, понесенные американскими властями на спасение ипотечных компаний, должны были привести к обрушению всей финансовой системы страны.
Другая газета - испанская El Mundo - полагает, что сами китайские власти, не желающие ссориться с США, передали Полсону информацию о предложении России. "Неудавшаяся попытка России выявляет стратегическую слабость Соединенных Штатов, вызванную тем, что эта страна брала в долг за границей для финансирования своего экономического роста", - резюмирует газета.
Еще одним "откровением" американского экс-министра является утверждение о том, что инвестиционный банк Lehman Brothers, с падения которого американский ипотечный кризис стал считаться глобальным, можно было бы спасти от ликвидации. Но этому, по мнению Полсона, помешало британское правительство и министр финансов Великобритании Алистер Дарлинг, 13 сентября 2008 г. не давшие разрешения банку Barclays купить Lehman Brothers.
Возвращаясь к "роли России" в событиях вокруг Fannie Mae и Freddie Mac и якобы существовавших у нее намерениях обрушить американскую финансовую систему, нельзя исключать, что в августе 2008-го подобные суждения на каких-то уровнях действительно звучали. Экономические позиции России на тот момент были достаточно прочны. Более того, у многих в высших эшелонах власти на тот момент еще сохранялось ощущение, что страна может оказаться островком стабильности в море надвигающегося кризиса.
Однако, вероятнее всего, это были лишь частные мнения тем или иным способом, дошедшие до Полсона. В том же, что намерение "задружить с Китаем" против США являлось официальной позицией России, существуют большие сомнения. Российские эксперты (включая официальных) прекрасно понимали высокую зависимость китайской экономики от Соединенных Штатов и нежелание КНР - во имя достижения эфемерной роли мирового лидера - играть против интересов своего главного партнера.
Более того, уже на том этапе было очевидно, что резкое ослабление американской экономики нанесет мощнейший удар по экономическому положению России через мировые сырьевые рынки. Одним словом, если бы российские власти действительно хотели бы таким образом наказать США за их поддержку Грузии, то им неизбежно пришлось бы поставить под удар собственную экономику и собственные политические позиции. Вероятность этого, по вполне понятным причинам, близка к нулю.
Более того, хорошо известно, что все, обещанное Полсоном в отношении Fannie Mae и Freddie Mac вследствие "диверсии" со стороны России и Китая, произошло без их участия. Десятки миллиардов долларов американских налогоплательщиков пошли на спасение ипотечных гигантов, причем, в том числе, и по инициативе самого министра. В связи с чем создается впечатление, что, углубляясь в конспирологические рассуждения, Генри Полсон пытается оправдать многочисленные собственные ошибки, допущенные им и его подчиненными осенью 2008 года. Это подтверждает и приведенная им же самим версия с британцами, отказавшимися спасать Lehman Brothers. Напомним, что на тот момент ситуация в самой Британии складывалась не лучше, чем в США. По этой причине решение Алистера Дарлинга отказать в спасении LB вполне объясняется заботой о финансовой системе собственной страны.
Таким образом, стремление Генри Полсона обвинить в своей книге в фактическом начале кризиса какие-то третьи силы, является, скорее, попыткой "замазать" собственные ошибки и упущения. Да и к тому же разбирательство относительно расходования средств из знаменитого "Плана Полсона" все еще не закончено.