Социальные страхи федеральных закупок

Читать в полной версии →
Главной целью перемещения госзакупок в Интернет стало желание властей исключить коррупционные сделки. Однако в арсенале чиновников имеется тысяча и один "честный способ" обойти закон - за счет налогоплательщиков




С принятием федерального закона №94-ФЗ, определяющего порядок государственных закупок на официальных электронных площадках, наблюдение за этим крайне занимательным делом стало одним из любимых развлечений российских интернет-пользователей.

Не трудно догадаться, что главной целью перемещения госзакупок в Интернет стало желание властей исключить непрозрачные коррупционные сделки, проводимые госчиновниками на средства налогоплательщиков. Однако не секрет, что любое действие неизбежно вызывает равное ему по силе противодействие. И сфера госзакупок здесь не исключение. На сегодняшний день в арсенале чиновников имеется тысяча и один способ законных и относительно законных обходов установленных ограничений. Практически все они известны, однако конкретные движения в направлении их пресечения начались лишь после того, как ими заинтересовался самый главный интернет-пользователь страны.

29 октября на совещании по исполнению поручений главы государства Дмитрий Медведев оценил размер воровства в системе госзакупок в сумму более триллиона рублей в год. Президент отметил, что значительная доля от суммы госконтрактов включает в себя откаты. Медведев добавил, что в России не предусмотрена смертная казнь за такие преступления, хотя "иногда считают, что это помогает". Глава государства выразил убежденность, что причастных к воровству при проведении госзакупок следует сажать на длительные сроки. Самым известным скандалом последнего времени стала история с завышением сумм при госзакупках компьютерных томографов в системе Минздравсоцразвития.

Это ведомство - не единственная государственная структура, отличающаяся весьма "оригинальными" конкурсами. Не так давно Фонд социального страхования РФ (ФСС) объявил тендер "по проведению открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по системно-аналитическому обследованию, разработке концепции и системного проекта развития информационной системы Фонда социального страхования Российской Федерации с учетом совершенствования процессов начисления и выплат застрахованным гражданам пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Начальная (она же максимальная) цена этого аналитического изыскания была установлена на уровне 30 миллионов рублей. Методики оценки умственного труда достаточно сложны и неоднозначны, в связи с чем трудно сказать, насколько адекватна заявленная сумма с семью нулями. Но суть вопроса даже не в этом. Обозначенные в заявке ФСС работы, должны были быть выполнены в срок от 14 до 30 календарных дней. Не надо быть большим экспертом, чтобы понимать, что выполнить столь значительный объем работ за такое короткое время абсолютно нереально.

28 октября тендер состоялся, в нем приняло участие три компании, но уже на следующий день ФАС приостановила размещение заказа "в связи с поступлением жалобы на действия Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса". Напомним, что 14 сентября 2010 года ФАС уже возбудила дело в отношении ФСС по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что ни один уважающий себя исполнитель не возьмется за такой объем работы при столь сжатых строках. Выгодным подобный заказ может оказаться только тому исполнителю, который так или иначе связан с заказчиком. При этом сами результаты работы могут играть и не первостепенную роль.

В конкурсной документации по данному тендеру четко указано, что "Срок гарантийного сопровождения результатов работ должен составлять не менее 3-х (трех) месяцев с момента подписания акта о приемке выполненных работ". Это означает, что по истечению трех месяцев разработчик более не будет нести ответственность за свой продукт.

Самое смешное (или, наоборот - грустное) во всей этой истории заключается в том, что Единая информационная система ФСС уже существует. Более того, она признана одной из лучших в России. В 2006 году в Совете Федерации состоялось заседание Экспертной комиссии на тему: "Возможности использования Единой информационной системы Фонда социального страхования Российской Федерации для мониторинга приоритетных национальных проектов". По мнению его участников, одним из главных достижений системы является то, что она эффективна и демонстрирует широкие возможности отечественных информационных технологий. Свою оценку информационной системе давал Председатель СФ Сергей Миронов: "Представленная нам система хороша тем, что она высокотехнологична, показывает практические результаты и работает в режиме реального времени. Мы сможем получить реальную картинку не только по здравоохранению. Я давно обращаю внимание на системное решение этих вопросов. Прежде всего, комплекса проблем демографии в нашей стране. Эту систему можно использовать и при анализе ситуации в сельском хозяйстве, и в образовании, и при строительстве жилья".

Так для чего совершенствовать то, что уже существует и без того прекрасно работает, что признается самим ФСС?

В ходе торгов первоначальная стоимость контракта снизилась, компании предложили выполнить работу за сумму от 13,5 до 18 миллионов. И здесь уместно снова вспомнить слова Медведева. На прошлой неделе он признал, что деньги не всегда могут быть критерием оценки. По его словам, слишком много случаев, когда денежным фактором просто манипулируют. "Это происходит сплошь и рядом и касается не только социальной сферы, - отметил президент. - Заключается договор по заранее очевидно заниженной цене, а после этого все летит в тартарары. Потому что исполнитель за эти деньги не может свои обязательства осуществить, начинаются споры. Нужно здесь вводить какие-то критерии".

А далее Дмитрий Медведев привел примеры других стран и сказал, что существенное снижение цены против установленной может рассматриваться как манипуляция и признак коррупции. "Оно вроде хорошо, здорово, просили за 100 рублей, а я готов за 20 исполнить, но мы знаем, во что это превращается, - подчеркнул Медведев. - В результате ничего не выполняется или начинают выцыганивать дополнительные деньги".

Надо заметить, что заказ концепции - не единственная интересная заявка, выставленная ФСС на электронные торги. Помимо этого Фонд объявил аукцион на "Поставку серверного оборудования в рамках технического развития автоматизированных систем и подсистем, входящих в состав ЕИИС "Соцстрах"". По сути, речь идет о закупке 85 серверов общей стоимостью 220 млн рублей. Кроме этого, ФСС объявил о закупке "Программно-аппаратного комплекса для обработки персональных данных со средствами защиты от несанкционированного доступа для Фонда социального страхования Российской Федерации". Судя по сопроводительной документации, он представляет из себя 3000 ПК, снабженных системой защиты информации. Стоимость заказа составляет 141 млн рублей. При этом цена ничем не выдающегося компьютера с периферией, комплексом СЗИ и почему-то предустановленной операционной системой XP Professional составляет порядка 47 тыс. руб.

Или другой лот: "Поставка сетевых многофункциональных устройств для Фонда социального страхования Российской Федерации" на 33,6 млн рублей. Без сомнения, отделения Фонда должны быть оснащены самой передовой техникой. Не понятно только одно – почему поставки оборудования должны осуществляться в такой спешке? Так, согласно заявленным условиям, компьютеры и серверы должны быть поставлены до 27 декабря 2010 года, а сетевые МФУ аж до 15 декабря. Видимо, в ФСС работают большие оригиналы, решившие сделать себе высокотехнологичный новогодний подарок. Время и сроки исполнения заказа таковы, что занимающимся поставкам компаниям физически трудно исполнить заказ. Не секрет, что мало у кого к концу года на складе найдется необходимое количество техники. Чисто теоретически, пойти на такие условия может только тот поставщик, который уверен, что в случае чего всегда сможет договориться с заказчиком. Даже если необходимого количества техники у него в наличии нет.

Все изложенное в данном тексте является исключительно догадками и предположениями, навеянными содержанием заявок. Между тем данные тендеры невольно оживляют в памяти недавнюю историю все с тем же Минздравсоцразвития, когда в начале октября был объявлен конкурс на создание социальной сети для врачей и пациентов. Самыми интригующими положениями конкурсного документа стали начальная цена проекта - 55 миллионов рублей, а также сроки его реализации – 16 календарных (10-12 рабочих) дней с момента подписания договора. Столь необычное требование заставило многих усомниться в чистоте намерений организаторов конкурса. Получалось, что суперсайт, затраты на который должны были стать рекордным для интернет-проектов Минздрава, предлагалось создать с нуля в заведомо невыполнимые сроки. Нет ничего удивительного в том, что в итоге проведение этого конкурса было отменено…

А вообще вызывает удивление тот факт, что ФСС в срочном порядке, в конце года, хочет потратить сотни миллионов рублей для закупки оборудования, не дождавшись появления разработанной по его же заказу концепции новой системы. Концепции, в которой, по идее, должны быть указаны параметры программного обеспечения и техники, на которую эта система будет установлена.

Анна МУРАТОВА |
Выбор читателей