Фигуристов заставят расшибаться в лепешку

Читать в полной версии →
Группа математиков из США рассчитала, что при новой системе судейства в фигурном катании вероятность сговора судей вовсе не исчезает, а только снижается на 25%. Зато может исчезнуть красота выступлений




Новые правила судейства в фигурном катании должны были появиться уже давно. О них говорили еще до Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, а во время последних зимних Игр уже буквально кричали – когда вроде бы был раскрыт судейский заговор, главной участницей которого стала французская судья Мари Ле Гунь, а главными пострадавшими – российские спортсмены Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. Золото у них не отобрали, однако вручение второго золотого комплекта канадской паре, признанной жертвой того самого "заговора", стало самым настоящим фарсом.

Что и говорить, Международный союз конькобежцев довольно быстро ввел в действие новую систему судейства. Вопрос в том, что из всего этого получится. Не превратится ли фигурное катание из яркого спектакля в унылое исполнение "базовых элементов"? Новая система весьма существенно отличается от старой, 6-балльной. Главное отличие – баллы за исполнение технических элементов суммируются с теми баллами, которые присуждаются отдельно за каждый из пяти дополнительных компонентов: базовое скольжение, хореография, интерпретация музыкального сопровождения, выступление и связки между элементами. Появились и принципиально новые участники процесса – так называемые "технический специалист", "технический контролер" и "второй технический специалист". Если технические специалисты не могут найти общего языка – технический контролер своей властью принимает то или иное решение. Именно они определяют, так сказать, исходные позиции, т.е. дают судьям определения тех элементов, которые выполняют фигуристы, а также определяют степень их сложности, присваивают некий разряд, если хотите. Арбитры, получив эти исходные данные, уже оценивают каждый элемент, исходя из решения технических специалистов.

Сложно? Еще бы. Наверное, судьи и сами толком еще долго не поймут, как именно они работают. Международный союз конькобежцев посчитал, очевидно, что чем сложнее система, тем более точно и объективно она будет работать. Однако при усложнении технологической цепочки всегда появляется больше "слабых мест", где может произойти сбой. Больше специалистов – больше разночтений...

Тут возникает и еще одна, чрезвычайно важная для всего спорта проблема. Спортсмены и тренеры могут задать себе логичный вопрос: а стоит ли стремиться к исполнению высококачественных и очень сложных элементов, если достичь желаемого можно будет лишь за счет большего количества простых? Не получится ли так, что в новом сезоне стремление сделать свою программу сложнее и интересней отойдет на второй план? С другой стороны, перегруженность фигурного катания сверхсложными элементами постепенно убивает всю эстетику этого замечательного вида спорта. Стремясь к сложности, спортсмены просто физически не успевают обращать внимание на артистизм – а это ведь важнейшая часть выступления, которая, к тому же, оценивается "по полной программе". Найти идеальный баланс между техникой и артистизмом в истории фигурного катания удавалось считанным мастерам. Чаще всего выходило так, что спортсмены, тяготеющие к художественному, так сказать, стилю, терпели обидные поражения, хотя именно их яркие выступления дольше всего помнят поклонники фигурного катания.

Что же касается меньшей вероятности судейского сговора – на этот счет уже появилось серьезное научное исследование. Группа ученых-математиков из США рассчитала, что при новых правилах вероятность сговора судей вовсе не исчезает, а только снижается на 25%. Конечно, этот процент сам по себе дорогого стоит – тем более в таком субъективном с точки зрения судейства виде спорта, как фигурное катание (и особенно – в спортивных танцах, где четкие критерии практически отсутствуют). Но, с другой стороны, возможности технических специалистов и контролера становятся уж слишком доминирующими, и где гарантия, что эти люди не поучаствуют в новом заговоре при дележе медалей на каком-нибудь крупном турнире?..

Первую серьезную проверку новая система прошла во время Гран-при "Скейт Америка". И надо же было случиться такому совпадению: именно там опасную травму получила россиянка Татьяна Тотьмянина, которую не удержал на поддержке ее партнер Максим Маринин. Разумеется, пересудов было много, и многие эксперты связали эти два факта – дескать, спортсмены вынуждены работать с оглядкой на новую систему и увеличивать количество элементов в ущерб качеству. Однако в целом именно фавориты турнира и стали победителями, что дает основания говорить о том, что либо прошлая система не была такой уж несовершенной, либо судьи прекрасно справляются с новой системой, не мешающей им плести закулисные интриги. В обоих случаях результативность – а стало быть, и необходимость! – новой системы судейства ставится под сомнение.

Остается лишь напомнить, что Федерация фигурного катания России при голосовании в Международном союзе конькобежцев была против такого быстрого введения нового судейства. Во-первых, года апробации было явно маловато. Во-вторых, в свое время выдающийся российский тренер Станислав Жук разработал шкалу оценок за элементы в зависимости от их сложности, и его система нашла признание у многих специалистов. Может быть, стоило сначала попробовать разные системы и сравнить их действенность? Да, старая система позволяла спортсменам с 4-го места после короткой программы перемещаться на первое после произвольной – так произошло с россиянином Алексеем Урмановым, который стал олимпийским чемпионом в 1994 году в Лиллехаммере. Но история в Солт-Лейк-Сити, когда первое место заняли две пары – не лучше! И чтобы на Играх в Турине в 2006 г. не произошло чего-то подобного, необходимо за оставшееся время очень тщательно изучить все "подводные камни" новой системы. В конце концов, от судейских ошибок порой зависят человеческие судьбы... Да и фигурное катание может совершенно перемениться и перестать быть таким, к которому привыкли миллионы болельщиков.

Алексей КУЗНЕЦОВ |
Выбор читателей