РАО "ЕЭС России" меняет планы

Читать в полной версии →
Президент требует от правительства решить проблемы, связанные с привлечением инвестиций в электроэнергетику страны. Однако вопрос о том, кто и как будет инвестировать в изношенную энергетику, вновь повис в воздухе…




После завершения долгожданной сделки по консолидации немецким концерном Siemens блокирующего пакета акций "Силовых машин", казалось бы, все акционеры должны быть довольны. РАО "ЕЭС России" и Siemens контролируют по 25 процентов плюс одна акция предприятия. У старого хозяина - "Интерроса" - порядка 30 процентов. Тем не менее, не секрет, что стратегическое предприятие "Силовые машины" нуждается в инвестициях. Несмотря на то, что компания является лидером рынка по поставке энергетического оборудования и показывает высокую доходность (в 2004 г. прибыль составила около $10 миллионов). С приобретением Siemens блокирующего пакета акций ожидается наращивание производственных мощностей "Силовых машин".

"Мы рассчитываем на то, что иностранные партнеры помогут в развитии технологий и в оснащении современным оборудованием", - говорит управляющий директор РАО "ЕЭС" Вячеслав Воронин. "Если Siemens передаст больше лицензий на производство газовых турбин, "Силовые машины" смогут зарабатывать намного больше денег", - предполагает аналитик ИК "Тройка Диалог" Гайрат Салимов, - "с другой стороны, не стоит забывать, что на протяжении последних 15 лет серьезных заказов на турбины в России не было".

Действительно, основным потребителем продукции "Силовых машин" в России является РАО "ЕЭС". Но в результате нехватки средств у самого монополиста возникают нешуточные проблемы. Так, вложения в модернизацию старых и строительство новых энергообъектов сократились по сравнению с 60-70-ми годами в 6 раз, а темпы ввода в эксплуатацию новых мощностей за последние 10 лет - вчетверо. На сегодняшний день, по официальным данным РАО, износ оборудования составляет около 60 процентов, что само по себе грозит опасностью возникновения дефицита электроэнергии. Постоянные аварии, взять хотя бы прошлогоднее обесточивание Москвы, также связаны с износом, который, в свою очередь, является прямым следствием вечной нехватки средств. И в этом замкнутом круге производителю неизбежно приходится ориентироваться преимущественно на зарубежных заказчиков. Это прекрасно понимают и новые иностранные акционеры компании. "На сегодняшний день "Силовые машины", в основном, работают на экспорт. Основным заказчиком является Индия" - констатирует член Совета директоров ОАО "Силовые машины" и вице-президент группы Power Generation, Siemens AG Норберт Кениг.

Что же касается готовности РАО ЕЭС инвестировать в "Силовые машины", то здесь особого рвения и оптимизма в высказываниях менеджеров энергомонополии не прослеживается. "Не собираюсь ни подтверждать, ни опровергать какие-либо утверждения, скажу только, что РАО "ЕЭС России" в марте 2006 года планирует завершить разработку пятилетней инвестиционной программы холдинга на 2006-2010 годы," - поясняет Вячеслав Воронин. Особых намеков на готовность РАО к инвестициям в "Силовые машины", равно как и на наращивание загрузки концерна заказами, из заявлений энергетиков не прослеживается. Вместе с тем, именно необходимостью поставок оборудования для модернизации энергомощностей, еще совсем недавно объясняли в РАО ЕЭС целесообразность покупки блокпакета "Силовых машин".

Получается, что все надежды на развитие производства "Силовых машин" вновь замыкаются на немецкий Siemens с его технологиями и инвестициями и на компанию "Интеррос", которая уже потратила массу средств и времени на создание благоприятных условий для работы концерна. Однако вопрос об адекватности подобных надежд остается открытым. Учитывая высокую степень изношенности оборудования российских энергогенерирующих станций и растушуй спрос отечественных предприятий на электричество, логично предполагать, что "Силовые машины" должны прежде всего ориентироваться на внутренний рынок. В этой связи непонятно почему эксперты ждут решения вопроса технического перевооружения от немецкой компании, а не от "РАО ЕЭС России"? Возможно, правы те, кто полагает, что энергетический холдинг становится скорее инфраструктурной компанией и уже не может распоряжаться своими финансами без одобрения чиновников.

В то же время, на днях стало известно, что "РАО ЕЭС" рассматривает вариант передачи своего блокпакета компании "Интер РАО". Одновременно с этим эксперты всерьез рассуждают о будущем приобретении "Интер РАО" "Газпромом". В подтверждение этой информации член правления РАО и глава совета директоров "Интер РАО" Андрей Раппопорт сообщил, что Газпром является кандидатом на покупку оператора зарубежных проектов РАО ЕЭС "Интер РАО". Тем не менее, нельзя не отметить, что нынешнюю энергетическую политику России ждут большие изменения. На совещании в пятницу по развитию энергетической отрасли российской экономики В.Путин, обращаясь к членам правительства, отметил, что хотел бы услышать "предложения по дальнейшим шагам, связанным с модернизацией электроэнергетики". В свою очередь, несколько дней назад, вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин рассказал, что "… глобальная энергобезопасность станет одной из основных тем заседания "большой восьмерки" под председательством России в Санкт-Петербурге летом этого года".

Кроме того Путин поставил перед правительством задачу в ближайшее время решить вопросы, связанные с привлечением инвестиций в электроэнергетику страны. С другой стороны вопрос о том, кто и как будет инвестировать в изношенную энергетику, вновь повис в воздухе…

Вадим МЕЩАНОВ |
Выбор читателей