|
В рамках всероссийского опроса респондентам было предложено сравнить свои ежемесячные расходы на приобретение продуктов повседневного спроса с ситуацией годичной давности. Всего в опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1600 респондентов от 18 лет и старше. Опрос проводился во всех федеральных округах, в более чем 100 городах и населенных пунктах. Статистическая погрешность не превышает 2,5%.
Россиянам был задан вопрос: "Скажите, пожалуйста, как изменились Ваши (Вашей семьи) ежемесячные расходы на приобретение продуктов и товаров повседневного спроса по сравнению с тем, что Вы (Ваша семья) тратили год назад? Ответы распределились следующим образом. Почти каждый второй (47%) ответил, что расходы существенно возросли. Каждый третий из опрошенных посчитал, что его расходы возросли, но не существенно. Каждый пятый гражданин (19%) уверен в том, что его расходы совершенно не изменились. И по 2% от всех опрошенных посчитали, что их траты либо существенно снизились, либо просто снизились. Столько же (2%) человек просто затруднились ответить на этот вопрос.
Несколько чаще, чем по выборке в целом о значительном росте своих расходов говорили россияне, проживающие в Центральном (53%) и Сибирском (54%) федеральных округах. О существенном росте расходов несколько чаще говорили женщины (50%), чем мужчины (43%). Такой вариант ответа также несколько чаще указывали респонденты с начальным уровнем образования и низким доходом. О том, что ежемесячные траты на продукты и необходимые товары и услуги не изменились, чаще говорили респонденты Приволжского (25%) и Уральского (28%) федеральных округов.
Заметны различия в ответах жителей крупных городов и небольших населенных пунктов. Неожиданно выделяются ответы жителей малых городов (до 100 тыс. человек). В таких городах 80% респондентов ответили, что их расходы увеличились по сравнению с тем, что было год назад. Среди жителей мегаполисов об увеличении расходов заявили 75% опрошенных, в сельской местности – 76%.
Как пишут "Новые Известия", весьма характерна ситуация, когда увеличение зарплаты не может угнаться за ростом цен. В этой связи, чтобы удержаться в рамках семейного бюджета, многие уже задумываются о способах экономии. Компания AC Nielsen провела масштабные исследования, из которых стало ясно, что при наступлении "черного дня" россияне прежде всего откажутся от развлечений вне дома (55%), покупки новой одежды (45%) и техники (44%).
Те граждане, кто чувствует себя вольготно в финансовых вопросах, будут искать наиболее выгодные варианты страховок и кредитов (36%), а 34% опрошенных готовы пожертвовать своим отпуском.
Но вот на чем наши граждане экономить не собираются ни при каких обстоятельствах, так это на своих вредных привычках. Лишь 9% опрошенных компанией AC Nielsen готовы сократить свои расходы на курение. Если ситуация дойдет до края, 17% респондентов готовы перейти на более дешевые марки алкоголя. Тут мы на рвных с японцами и англичанами. Но лишь 18% граждан России согласны потреблять более дешевые виды продовольствия, в то время как в Европе в случае финансового кризиса эта мера находит поддержку у большинства населения. И – самое главное – система потребительских ценностей в России максимально приблизилась к системе ценностей в европейских развитых странах. Стало быть, есть повод для оптимизма.