|
Правда, на этот раз проблема не является ни новой, ни сугубо российской. Из-за демографического кризиса многие государства ломают голову над тем, как платить пенсии лет через 10–15. Сегодня выплаты пенсионерам частично финансируют социальные платежи работающих, однако из-за катастрофического снижения рождаемости уже через несколько лет число пенсионеров превысит число работающих граждан, и государства с такими огромными пенсионными выплатами не справятся.
Экс-министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов провел в России пенсионную реформу, придумав систему пенсионных накоплений. Система получилась, мягко говоря, не идеальной. Незадолго до своего ухода с поста министра Зурабов проделал работу над ошибками и подготовил новый законопроект. Его предложения были направлены на кардинальное изменение механизмов пенсионной реформы: предлагалось исключить накопительную систему из системы обязательного пенсионного страхования, а сотни миллиардов рублей (средства "молчунов"), которыми сейчас управляет Внешэкономбанк, направить на погашение дефицита Пенсионного фонда России. Однако такой сенсационный сценарий в Белом доме не прошел.
Нынешняя министр социального развития Татьяна Голикова предлагает свой вариант. Она решила оттолкнуться от другого постулата – снижения налоговой нагрузки на бизнес и повышения ее на бюджет и работающих граждан. Правда в этом случае коэффициент замещения (отношение средней зарплаты к средней пенсии) неизбежно должен будет упасть с 30% в 2010 г. до 22,9% в 2023 году.
В Минфине решили пойти несколько иным путем, найдя способ сохранить этот коэффициент на уровне 30 процентов. Для этого министерство предложило увеличить нагрузку... и на бизнес, и на молодых людей, и на бюджет. Кроме того, в кулуарах Минфина как уже о принятом решении говорят о повышении пенсионного порога, хотя официально озвучивать такую меру пока никто не решается. Власти готовы рассматривать возможность повышения пенсионного порога для обоих полов до 62,5 лет – по полгода, начиная с 2015 года. Во многих развитых странах также обсуждается возможность повышение пенсионного возраста. Разница только в том, что там значительно выше продолжительность жизни. Так, по сравнению с американцами, российские мужчины живут меньше на 16 лет, а женщины – на девять...
По сути, Минфин сейчас предлагает три налоговых новшества. Первое – привести эффективную ставку ЕСН к уровню 2005 года. Тогда базовая ставка налога была снижена с 35,6 до 26%, тогда же была введена регрессивная шкала, при которой ставка снижается по мере роста зарплаты: с годовой зарплаты сотрудника до 280 тыс. рублей работодатель отчисляет 26%, от 280 тыс. до 600 тыс. рублей – 10%, свыше 600 тыс. рублей – 2 процента. Однако, несмотря на быстрый рост зарплат, эта шкала не индексировалась. То есть отчисления работников попадали под регрессию: все больше зарплат облагаются по меньшим ставкам, поэтому эффективная ставка ЕСН ежегодно снижается на 1-2 процентных пункта. Это приводит к снижению доходов, направляемых на выплату пенсий, и Минфин предлагает в 2010 г. взимать 26% с годовой зарплаты до 1,1 млн рублей, 10% – с зарплаты от 1,1 млн до 2,3 млн рублей и 2% – с зарплаты свыше 2,3 млн рублей (по шкале 2005 г., индексированной на рост зарплат. В дальнейшем ее предлагается индексировать ежегодно.) Бизнесу такая мера не понравится, однако в Минфине не считают ее повышением налогового бремени – она лишь восстанавливает "справедливость".
За будущие пенсионные проблемы уже с 2010 г., вероятно, придется расплачиваться и тем, кто родился после 1967 г., то есть участникам обязательной накопительной системы. С этих граждан предлагается взимать дополнительно 3% налогов и направлять эти деньги на их накопительные счета в Пенсионном фонде (годовые зарплаты свыше 1,1 млн руб. облагаться таким взносом не будут). Однако и этого недостаточно, чтобы решить пенсионные проблемы, поэтому в качестве третьей меры с 2020 г. Минфин хочет повысить базовую ставку ЕСН с 26 до 29 процентов.
Не останутся в стороне и бюджетные деньги. Для финансирования пенсий предлагается с 2010 г. уменьшить Резервный фонд с 10% ВВП до 6% ВВП и направить эти средства в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Средства оттуда будут дополнительным источником финансирования пенсий с 2010 года. Отчисления из ФНБ будут составлять 0,6% ВВП. Для этого будет использоваться и инвестиционный доход и сам фонд. Постепенно тело фонда будет уменьшаться и обнулится, по расчетам Минфина, к 2027 году.
Определиться с модернизацией пенсионной системы правительство должно уже осенью. Очевидно, что споры будут жаркими. Но какое бы решение ни было принято, давно уже ясно: живя в стране, так сильно зависимой от нефтегазовой конъюнктуры, будущим пенсионерам имеет смысл рассчитывать только на себя.