ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Но глубокие разногласия по вопросам экономической политики между расчетливым севером Европы и расслабленным югом, между Германией и Францией, а также между национальными правительствами и центральными институтами ЕС препятствовали выработке необходимой стратегии. Исследование [LINK URL=" http://online.wsj.com/article/SB10001424052748703467004575464113605731560.html?mod=WSJ_hp_us_mostpop_read%C2%A0" NAME="The Wall Street Journal"], основанное на десятках интервью с чиновниками из разных стран ЕС, показало, что из-за разногласий внутри этой сверхсекретной группы европейский валютный союз оказался в опасной близости к краху. И только угроза распада еврозоны заставила ее лидеров достичь компромисса.
Опасность кризиса государственной задолженности в зоне евро начала занимать европейских политиков в октябре 2008 года. Тогда входящая в ЕС, но имеющая собственную национальную валюту Венгрия не смогла найти покупателя на свои облигации. Ее оперативно поддержал Евросоюз, пообещав предоставить займы на основе редко используемых программ МВФ и Всемирного банка. Но вскоре выяснилось, что венгерская схема не может быть применена к странам еврозоны в силу некоторых договоров. Кроме того, для большинства европейских чиновников кредиты от МВФ считались табу: они хороши для бывших коммунистических стран, но не для развитых членов зоны евро.
Впервые секретная группа собралась в ноябре 2008 г., чтобы выработать план действий в случае повторения в зоне евро кризиса, аналогичного венгерскому. Ее состав был ограничен высокопоставленными чиновниками от Франции, Германии, Еврокомиссии, европейского Центробанка и из аппарата премьер-министра Люксембурга и главы Ассамблеи министров финансов еврозоны Жан-Клода Юнкера. Заседания проводились под прикрытием многочисленных саммитов в Брюсселе, Люксембурге и других столицах, зачастую в шесть часов утра или поздно ночью. Участники этих встреч держали в неведении даже собственные национальные правительства, опасаясь утечки информации и, как следствие, безудержных спекуляций на финансовых рынках. Потенциальные кандидаты на кризис были очевидны: Испания, Португалия, Ирландия и Греция.
Однако быстро обнаружились разногласия между Германией, настаивающей на соблюдении правил еврозоны, которые интерпретировались как запрет на помощь расточительным странам, и Францией, требующей большей свободы для национальных правительств, чтобы они могли поддерживать друг друга так, как считают нужным. Линия разлома прошла также по вопросу о том, какие институты ЕС должны осуществлять любые операции по спасению. Еврокомиссия настаивала на центральной роли в сборе и распределении кредитных средств. В этом ее поддержала Франция. Германия, будучи основным донором Евросоюза, не желала отдавать свои денежные средства в руки Брюсселя, полагая, что любая помощь должна проходить в виде кредитов от отдельных членов зоны евро в пострадавшие страны.
Этот философский диспут длился почти год - до октября 2009 г., когда вновь избранное социалистическое правительство Греции объявило о том, что бюджетный дефицит страны составит 12,5%, что в три раза превышало официальный прогноз предыдущего правительства. Ошеломленные инвесторы начали сбрасывать греческие облигации. К февралю 2010 г. стало очевидно, что остальным странам еврозоны придется что-то предпринимать для решения возникшей проблемы. Двери секретного клуба были открыты для всех государств зоны евро, за исключением Греции. Разногласия достигли критической точки перед мартовским саммитом ЕС, когда греческий премьер-министр Папандреу начал открыто требовать от Европы успокоить рынки и "положить деньги на стол".
В итоге Германия согласилась финансировать спасение Греции, но только при условии обязательного участия МВФ. Франции (выступавшей против привлечения фонда на том основании, что это означало бы допуск к внутренним делам Европы его основного акционера - США) пришлось капитулировать. И 11 апреля было объявлено о предоставлении Греции экстренного кредита. К тому моменту, когда Европа, наконец, решила создать фонд по спасению Греции, цена спокойствия взлетела до €750 миллиардов. Это погасило панику, но не добавило рынкам оптимизма, как рассчитывали официальные лица ЕС. Нависшая над зоной евро угроза локальных долговых кризисов по-прежнему остается главной европейской проблемой. А идеологические разногласия по-прежнему парализуют поиск решения для исправления структурных недостатков валютного союза.