Заместитель председателя комитета Государственной думы по конституционному законодательству и государственному строительству, глава юридической службы фракции КПРФ Вадим Соловьев готовит законопроект об ответственности чиновников за саботаж. Как считает автор законопроекта, в условиях кризиса все государственные служащие должны работать слаженно и дисциплинированно, четко выполнять все решения высшей законодательной и исполнительной власти России.
Согласно законопроекту, саботажем является "действие или бездействие, направленные на дестабилизацию промышленности, транспорта, сельского хозяйства, денежной системы, торговли или иных отраслей экономики, а равно деятельности органов государственной власти, организаций, предприятий или иных учреждений с целью ослабления государственной власти или экономики Российской Федерации, а равно неисполнение указов и распоряжений президента Российской Федерации".
"Должна быть статья за невыполнение указаний президента, развал экономики, развал армии. Саботирующие фактически могут дезорганизовать работу госмеханизма, а это страшное преступление перед обществом, за которое должно быть установлено жесткое реальное наказание", - говорит Соловьев.
С предложением вернуть статью за саботаж в УК ранее уже выступала коммунистическая фракция законодательного собрания Санкт-Петербурга, однако большинство городских депутатов выступило против этого предложения. Аналогичное предложение обсуждалось и депутатами законодательного Республики Карелия, но и в этом регионе оно не прошло голосования.
В советском УК РСФСР статья за саботаж предусматривала ответственность от одного лишения свободы с конфискацией всего или части имущества или до высшей меры наказания при отягчающих обстоятельствах. Но даже во времена советского законодательства статья за саботаж была отменена в 1958 году как несоответствующая времени и достаточно трудно доказуемая.
Между тем статью за саботаж трудно будет применить в юридической практике. Для определения состава преступления следственные органы должны будут доказать в действиях подозреваемых наличие умысла подрыва власти или причинения экономического ущерба. Поскольку умысел трактуется субъективно, доказать его наличие крайне сложно. При этом сейчас в УК уже есть статьи, предусматривающие ответственность чиновников за халатность, превышение должностных полномочий, получение взятки, мошенничество и хищение государственных средств.