На этой неделе в Московском центре Федерации интернет-образования (ФИО) началось обучение двадцатого потока слушателей – школьных учителей и работников органов образования. Приехавшие из разных регионов России, а также (впервые!) из Белоруссии слушатели, некоторые из которых об Интернете "что-то слышали, но никогда не видели", научатся ориентироваться в Сети, по крайней мере в образовательной части Рунета, а часть из них – даже ваять простенькие сайты. На торжественном открытии курса присутствовали первый секретарь посольства Белоруссии госпожа Гуцева и почему-то член Конгресса США от штата Северная Каролина господин Тейлор, выступивший с речью на тему "Нам есть чему у вас поучиться". В перерыве к переводчице мистера Тейлора подошла слушательница из какой-то неблизкой и небольшой области и дрожащим от волнения голосом спросила: "А можно с ним сфотографироваться? Я никогда живого американца не видела, тем более – конгрессмена!". Более искушенные "курсанты" американцу не удивлялись, но поражались четкости организации – явлению, не слишком для нашей родины типичному. Начавшись на волне положительных эмоций, занятия двадцатого потока вскоре пошли своим чередом.
По словам Сергея Монахова, ответственного секретаря ФИО, основная из существующих сейчас у Федерации проблем – обратная связь с выпускниками. Она осуществима не всегда, и все же господин Монахов говорит:
– В целом я уверен, что то, что мы делаем, улучшает ситуацию. В целом наша кадровая программа улучшения профессионального уровня учителя правильная и, как любая правильная программа, приближает положительные изменения, в данном случае – в образовании. Конечно, есть проблемы с оборудованием школ, и не все учителя, пройдя у нас переподготовку, могут у себя на работе сразу начать делать то, чему они здесь научились. Поэтому мы стараемся, чтобы в первую очередь к нам в Москву и в региональные центры приезжали учителя из опорных школ, которые лучше оснащены технически. Мы стараемся синхронизировать свои усилия с теми программами по информатизации, которые есть и работают в каждом регионе.
– В основном вы ориентированы на учителей информатики?
– Это неправильное ощущение. Мы в первую очередь ориентированы на учителя-предметника, и преподаватель информатики для нас такой же предметник, как учителя физики, химии, истории или чего-то еще. Все они занимаются по программе "Интернет-технологии для учителя-предметника", а на выходе должны защитить дипломную работу, которой, как правило, является создание интернет-ресурса по его предмету.
– А вообще много в Рунете ресурсов, годных для использования в средней школе?
– А если по результатам вашей экспертизы выяснится, что не так уж и много подходящих ресурсов, будете ли вы участвовать в создании новых или оставите это кому-то другому?
– Знаете, сложный вопрос, потому что проблема образовательного контента, по крайней мере по нашим оценкам, не менее масштабна, чем проблема переподготовки учителей. Мы отнюдь не претендуем на какую-то решающую или определяющую роль в решении этой проблемы, но, конечно, не будем от нее и отворачиваться. В поддержании контента мы участвовать будем. В том числе и используя такие варианты, как уже упомянутый рейтинг образовательных ресурсов, который будет, естественно, общедоступным.
– Последний вопрос, Сергей Владимирович. Еще год назад говорилось о том, что с государственной поддержкой необходимо компьютеризировать сельские школы. За этот год что-то сдвинулось? Грубо говоря, появились ли в сельских школах работоспособные машины?
– Понимаете, в чем дело, у нас свой подход к этому вопросу. Мы, действительно, по просьбе Министерства образования занимались переподготовкой кадров для сельских школ, но мы как оставались, так и остаемся несогласными с тем базовым принципом, который заложен в логистике Министерства образования, а именно – нормативное распределение компьютеров. Количество компьютеров, поставляемых в школы, зависит от численности учеников. В результате, по нашим подсчетам, более 70% сельских школ получат от одного до четырех компьютеров. Мы считаем, что это неправильно, что это неразумно.
– А разумно как?
– Разумно создавать школы опорные. Не размазывать технику ровным слоем, а создавать опорные школы, ставить там нормальные классы, отрабатывать там технологии, заниматься там обучением учителей. И уже от этих опорных школ идти дальше. Если в школе один компьютер, он стоит у кого-то в кабинете, и не совсем понятно, зачем он нужен. А нормальная школа – это хотя бы один класс. Один класс, в нашем понимании, это десять мест как минимум. Даже в условиях удаленности сельских школ друг от друга опорные школы создавать необходимо: один компьютер даже на самую маленькую школу ничего не решает. Понятно, что мы говорим не о панацее от компьютерной безграмотности, а о наиболее разумном и эффективном решении задач обучения.
Признавая все явные плюсы позиции ФИО, все же следует сказать, что подход Министерства образования к распределению техники по школам тоже не лишен смысла: занятия "гостей" в опорных школах не могут быть достаточно частыми и регулярными. Поэтому даже единственный компьютер в простой деревенской школе для учеников может оказаться не только своеобразным "окошком в другой мир", но и необходимым тренажером, без близкого знакомства с которым все экскурсии в современный компьютерный класс будут для учеников бессмысленны и бесполезны. И здесь есть повод для корректировки подходов.
А пока, в полном или неполном согласии с Минобразования, ФИО добросовестно занимается своим делом: решает насущные в России образовательные задачи. Работу эту можно назвать гигантской благотворительной акцией. А можно – прагматической заботой о будущем. Кому как больше нравится.