Учитель, научись сам

После беседы с теми, кто приехал учиться в ФИО, может возникнуть ощущение, что Федерация интернет-образования делает работу, как минимум, преждевременную. Однако сами сотрудники ФИО так не считают

Подготовка к первому сентября в разгаре. Ученики запасаются школьно-письменными принадлежностями, а учителя... идут учиться.

На этой неделе в Московском центре Федерации интернет-образования (ФИО) началось обучение двадцатого потока слушателей – школьных учителей и работников органов образования. Приехавшие из разных регионов России, а также (впервые!) из Белоруссии слушатели, некоторые из которых об Интернете "что-то слышали, но никогда не видели", научатся ориентироваться в Сети, по крайней мере в образовательной части Рунета, а часть из них – даже ваять простенькие сайты. На торжественном открытии курса присутствовали первый секретарь посольства Белоруссии госпожа Гуцева и почему-то член Конгресса США от штата Северная Каролина господин Тейлор, выступивший с речью на тему "Нам есть чему у вас поучиться". В перерыве к переводчице мистера Тейлора подошла слушательница из какой-то неблизкой и небольшой области и дрожащим от волнения голосом спросила: "А можно с ним сфотографироваться? Я никогда живого американца не видела, тем более – конгрессмена!". Более искушенные "курсанты" американцу не удивлялись, но поражались четкости организации – явлению, не слишком для нашей родины типичному. Начавшись на волне положительных эмоций, занятия двадцатого потока вскоре пошли своим чередом.

ФИО работает много и плодотворно, в ее центрах прошло обучение уже около 7000 человек, которым не приходится платить ни за учебу, ни за дорогу, ни за проживание. В основном слушатели попадают сюда по направлению районных и областных отделов образования, поэтому среди педагогов-предметников чаще всего встречаются учителя информатики. Другие узнают о курсах из публикаций в прессе и "напрашиваются" на занятия самостоятельно. "Самостоятельные", как и следует ожидать, более гибки и инициативны. Меня, например, совершенно поразила учительница из Москвы Маргарита Бурко, которая оказалась здесь по собственной инициативе, поддержанной, к счастью, начальством. Маргарита Константиновна преподает физкультуру и ритмику. "При чем, – спрашиваю, – тут Интернет?" – "Как при чем? – отвечает. – А обмен опытом? А поиск новых форм и материалов? Надо научиться пользоваться новыми технологиями, и им обязательно найдется применение в работе".

Вообще же большинство слушателей ФИО еще не скоро сможет найти практическое применение полученным в процессе обучения знаниям. Если в Якутии, например, школы неплохо оснащены компьютерами (учитель информатики из Якутска жалуется: "У нас два класса 166 пентиумов. Устаревшее оборудование!") и имеют выход в Сеть, то в Северной Осетии некоторые школы работают еще на БК, в лучшем случае – на "двушках". "У нас иногда спонсоры могут подарить школе один более-менее современный компьютер, – рассказывает учительница из Владикавказа. – Но найти такого спонсора трудно: надо, чтоб его ребенок пришел учиться именно в вашу школу". А в Гомельской области, например, есть компьютерные классы, укомплектованные пентиумами, но подключить их к Интернету представляется трудно достижимой задачей.

В общем, после непринужденной беседы с теми, кто приехал учиться в ФИО, может возникнуть ощущение, что Федерация делает работу если не бессмысленную, то, как минимум, преждевременную. Однако сами сотрудники ФИО так не считают: "С чего-то же нужно начинать. Мы создаем у педагогов мотивацию пользоваться в работе новыми технологиями. И наши "мотивированные" педагоги и управленцы теперь приложат максимум усилий, чтобы их учеба не оказалась пустой тратой времени и сил, чтобы полученные знания и навыки можно было применить в работе". О том, насколько результативными их усилия окажутся в будущем, можно лишь строить предположения.

По словам Сергея Монахова, ответственного секретаря ФИО, основная из существующих сейчас у Федерации проблем – обратная связь с выпускниками. Она осуществима не всегда, и все же господин Монахов говорит:

– В целом я уверен, что то, что мы делаем, улучшает ситуацию. В целом наша кадровая программа улучшения профессионального уровня учителя правильная и, как любая правильная программа, приближает положительные изменения, в данном случае – в образовании. Конечно, есть проблемы с оборудованием школ, и не все учителя, пройдя у нас переподготовку, могут у себя на работе сразу начать делать то, чему они здесь научились. Поэтому мы стараемся, чтобы в первую очередь к нам в Москву и в региональные центры приезжали учителя из опорных школ, которые лучше оснащены технически. Мы стараемся синхронизировать свои усилия с теми программами по информатизации, которые есть и работают в каждом регионе.

– В основном вы ориентированы на учителей информатики?

– Это неправильное ощущение. Мы в первую очередь ориентированы на учителя-предметника, и преподаватель информатики для нас такой же предметник, как учителя физики, химии, истории или чего-то еще. Все они занимаются по программе "Интернет-технологии для учителя-предметника", а на выходе должны защитить дипломную работу, которой, как правило, является создание интернет-ресурса по его предмету.

– А вообще много в Рунете ресурсов, годных для использования в средней школе?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно решить базовую проблему систематизации всего того, что есть в Рунете, и провести некую, если хотите, экспертизу. Поэтому в конце августа мы начинаем проект, который называется "Общественный рейтинг электронных образовательных ресурсов для средней школы". Идея очень простая: на сегодняшний день Федерация располагает уникальной возможностью анализа и обобщения мнений от практиков. Мы хотим начать опрашивать тех, кто занимается во всех наших центрах, на добровольной, естественно, основе, чтобы с их помощью создать некий перечень того, что есть в Рунете, который, на их взгляд, наиболее применим сегодня, завтра и так далее, или тех ресурсов, которые хоть и хороши, но требуют отдельной доработки.

– А если по результатам вашей экспертизы выяснится, что не так уж и много подходящих ресурсов, будете ли вы участвовать в создании новых или оставите это кому-то другому?

– Знаете, сложный вопрос, потому что проблема образовательного контента, по крайней мере по нашим оценкам, не менее масштабна, чем проблема переподготовки учителей. Мы отнюдь не претендуем на какую-то решающую или определяющую роль в решении этой проблемы, но, конечно, не будем от нее и отворачиваться. В поддержании контента мы участвовать будем. В том числе и используя такие варианты, как уже упомянутый рейтинг образовательных ресурсов, который будет, естественно, общедоступным.

– Последний вопрос, Сергей Владимирович. Еще год назад говорилось о том, что с государственной поддержкой необходимо компьютеризировать сельские школы. За этот год что-то сдвинулось? Грубо говоря, появились ли в сельских школах работоспособные машины?

– Понимаете, в чем дело, у нас свой подход к этому вопросу. Мы, действительно, по просьбе Министерства образования занимались переподготовкой кадров для сельских школ, но мы как оставались, так и остаемся несогласными с тем базовым принципом, который заложен в логистике Министерства образования, а именно – нормативное распределение компьютеров. Количество компьютеров, поставляемых в школы, зависит от численности учеников. В результате, по нашим подсчетам, более 70% сельских школ получат от одного до четырех компьютеров. Мы считаем, что это неправильно, что это неразумно.

– А разумно как?

– Разумно создавать школы опорные. Не размазывать технику ровным слоем, а создавать опорные школы, ставить там нормальные классы, отрабатывать там технологии, заниматься там обучением учителей. И уже от этих опорных школ идти дальше. Если в школе один компьютер, он стоит у кого-то в кабинете, и не совсем понятно, зачем он нужен. А нормальная школа – это хотя бы один класс. Один класс, в нашем понимании, это десять мест как минимум. Даже в условиях удаленности сельских школ друг от друга опорные школы создавать необходимо: один компьютер даже на самую маленькую школу ничего не решает. Понятно, что мы говорим не о панацее от компьютерной безграмотности, а о наиболее разумном и эффективном решении задач обучения.

Признавая все явные плюсы позиции ФИО, все же следует сказать, что подход Министерства образования к распределению техники по школам тоже не лишен смысла: занятия "гостей" в опорных школах не могут быть достаточно частыми и регулярными. Поэтому даже единственный компьютер в простой деревенской школе для учеников может оказаться не только своеобразным "окошком в другой мир", но и необходимым тренажером, без близкого знакомства с которым все экскурсии в современный компьютерный класс будут для учеников бессмысленны и бесполезны. И здесь есть повод для корректировки подходов.

А пока, в полном или неполном согласии с Минобразования, ФИО добросовестно занимается своим делом: решает насущные в России образовательные задачи. Работу эту можно назвать гигантской благотворительной акцией. А можно – прагматической заботой о будущем. Кому как больше нравится.

Выбор читателей