Анти-юбилей Гребенщикова

Читать в полной версии →
Своим московским концертом и новым альбомом "Сестра Хаос" Борис Гребенщиков доказал, что не намерен пылиться на полках музыкальных магазинов. Он и через 30 лет интересен и актуален

Возможность "играния и писания музыки" он считает не работой, а ниспосланной свыше благодатью. У него больше 500 песен, "но нечего петь". Треть века он выступает на сцене, однако цифры, даты и юбилеи не имеют для него никакого значения. Он – это Борис Гребенщиков.

Формальным поводом для явления небожителя простым смертным (а именно концерт в Лужниках 24 февраля) послужило тридцатилетие группы "Аквариум" и выпуск нового альбома "Сестра Хаос". Впрочем, из первоначальных участников проекта добраться до славного юбилея удалось только самому БГ. Все музыканты, играющие сейчас в группе, примкнули к "Аквариуму" в 90-х. Из последних потерь – саксофонист Олег Сакмаров, который совсем недавно ушел к Бутусову в "Ю-Питер". Но, похоже, такой круговорот людей вокруг своей персоны Гребенщикова совсем не смущает. Потери и поражения, равно как и успехи, принимаются с философским спокойствием.

Работа над новым альбомом "Сестра Хаос" была завершена в середине января. В него вошли девять композиций, причем некоторые из них еще до официального выхода альбома сумели занять прочное место в радио-чартах. Тексты новых песен – это смесь иронии, непременного для БГ упоминания всяческих божеств и язвительной социальной сатиры "на злобу дня". Заглавная композиция альбома под названием "500" может и не добраться до радиослушателей благодаря строкам: "Каждый раз, когда мне говорят, что мы – вместе, Я помню – больше всего денег приносит "груз 200". У желтой подводной лодки мумии в рубке...".

Однако на живом выступлении ограничивать пространство исполняемых песен было некому, и пришедшие в воскресенье на ледовую арену Лужников смогли услышать новый материал в полном объеме. Концерт был выстроен по всем правилам хорошего, запоминающегося шоу. Обрамлением сцены служили два огромных экрана, на которые транслировались то лунные пейзажи, то невероятно красивые облака, то просто переливающаяся цветовая мозаика. Визуальное сопровождение совпадало с настроением и ритмом песен.

Драматургия концерта развивалась по вполне закономерному сценарию. Чтобы сразу не глушить публику неизвестным материалом, "Аквариум" попеременно играл старые и новые композиции. "Вавилон", "Аделаида", "Партизаны полной Луны", "Пока несут сакэ" перемежались с новыми песнями из "Сестры Хаос". Партер отплясывал под "Растаманов из глубинки" и "Брод", мерно раскачивался с зажигалками под идиллический "Северный цвет".

Эту композицию "Аквариум" исполнял совместно с известным этно-музыкантом Дживаном Гаспаряном, который виртуозно владеет армянским национальным инструментом дудук. Определенной экзотики добавлял также голос узбекской певицы Севары Назархян, подпевавшей БГ на концерте и участвовавшей в записи альбома. С национальной экзотикой вообще все было в полном порядке. Сам БГ выступал в традиционной рубахе китайских крестьян, благодарил публику легким поклоном, сложив по-восточному ладошки у лица, а в минуты особого вдохновения выписывал руками в воздухе затейливые фигуры.

Гребенщикову удалось пощекотать нервы своих московских фанов. Примерно через полтора часа после начала концерта группа полным составом удалилась со сцены, заставив публику скандировать "Бо-ря, Бо-ря!", неистово свистеть и аплодировать. БГ не обманул ожидания и вторую половину концерта отыграл с еще большим драйвом, чем первую. Со словами "пора вспомнить друзей", Гребенщиков спел песни Виктора Цоя и Майка Науменко, а затем продолжил выступление своими старыми хитами. Напитавшись доброй энергией, публика устроила овацию. Подобное проявление чувств случается далеко не на каждом концерте легендарных рок-звезд. "Считаю, что первая четверть нашей карьеры прошла удачно", – с этими словами под ободряющий хохот зрителей Гребенщиков и его музыканты завершили выступление.

Гребенщиков – автор исторических слов "рок-н-ролл мертв, а я еще нет". Но если кончина рок-н-ролла уже действительно не обсуждается, то о жизнеспособности "Аквариума" и его отца-основателя можно поспорить. Гребенщиков явно не торопится на свалку музыкальной истории даже по прошествии трех десятилетий напряженной жизни в искусстве, он одинаково интересен своим давним поклонникам и молодому поколению. Продавцам музыкальных магазинов не придется смахивать пыль с обложки "Сестры Хаос". А обвинения Борис Борисыча в антикварности и несовременности можно считать беспочвенными. Прошедший в Москве концерт тому подтверждение.

Елена НОГОТКОВА |
Выбор читателей