Александр Малинин родился в 1958 году на Урале в семье рабочих. В 14 лет поступил воспитанником в военный оркестр; через некоторое время был принят в студию эстрадного искусства при Свердловской филармонии. В 1979 году Малинин приехал в Москву и прошел прослушивание в столичном ВИА "Поют гитары", с которым объехал всю страну, а в 1981-м стал солистом ансамбля "Голубые гитары". В Москве Малинин учился в музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова. Затем его пригласил в свою группу Стас Намин, с которым он проработал с 1983 по 1986 год.
Однако настоящего успеха Александр Малинин добился в 1988 году, победив на конкурсе молодых исполнителей в Юрмале. С тех пор он не только не утратил любовь публики, но и приобрел множество новых почитателей. Его балы входят в число самых интересных музыкальных событий сезона. После завершения гастролей на Украине певец готовится представить в российской столице свою юбилейную концертную программу "Десятый бал".
"Yтро": Будет ли Ваш десятый, юбилейный бал последним, или стоит ждать продолжения?
"Y": Вы можете назвать имена перспективных молодых артистов, которые выступают сейчас в жанре романса?
А.М.: Нет, не могу. На телевидении таких программ, где молодые люди исполняют романсы, не существует. Романсовских тусовок не устаивают. Информации никакой нет, поэтому я не могу назвать ни одного человека, кто сегодня поет романсы. Хотя, наверное, поют многие. Если человек "оттопыривается" только на роке, то постепенно он начинает деградировать. Если вы никогда не рыдали во время исполнения романса, значит, вы не слышали настоящего романса. На моих концертах люди рыдают. Когда к человеку приходит настоящее чувство, любовь, тогда ему не хватает романса. Если любовь складывается из каких-то кирпичиков, то романс все это обволакивает.
"Y": О Вас узнали после конкурса "Юрмала-88". Сейчас не проводятся конкурсы, выявляющие молодых талантливых исполнителей эстрадных песен. Как начинающим певцам пробиться наверх?
А.М.: Нужны деньги. Бесплатно просто не пробиться. Талантливому человеку сейчас нужно искать себе спонсора. Не бывает так, что человек сидит на печи 33 года, и вдруг за ним пришли и сказали: "Вставай, ты нам нужен". У меня есть друзья, которые мне помогают, финансово поддерживают. Они понимают, что если еще и меня убрать, то публика будет слушать один мат и видеть козу в эфире.
"Y": Как Вы оцениваете положение дел по борьбе с аудио-пиратством? Можно ли совладать с этим злом?
А.М.: Нет, пока никак. Это так же бесперспективно, как и бороться с левой водкой. Невозможно. Международная федерация производителей фонограмм ничего сделать не может, потому что пиратов защищают легальные структуры: милиция, руководители районов, областей и так далее. Я думаю, что все получают с этого. Пирату гораздо легче отстегнуть своей "крыше", чем платить деньги в бюджет государства. Пока что государство не защищает артистов.
Я бы столько не гастролировал, если бы получал какие-то дивиденды с компакт-дисков. На западе на концертах вообще не зарабатывают. Там устраиваются гастрольные туры в поддержку альбомов. Вышел альбом – через некоторое время в поддержку продажи альбома группа поехала работать в мировое турне. А у нас все наоборот. Мы сделали программу и "катаем" ее по стране. Потом выпустили альбом в поддержку к концертной программе. Пройдет реклама альбома – тут же пираты пойдут его продавать. И бороться с этим невозможно. Можно изъять какую-то часть товара, но они просто перейдут торговать в другое место. Пока законы, защищающие артистов, не работают. Хотя могу сказать, что в Америке 12% годового бюджета составляют доходы от шоу-бизнеса. Это колоссальная цифра. Представляете теперь, сколько наша страна теряет, позволяя пиратам зарабатывать на этом деньги.
"Y": В 1994 году в Монте-Карло Вы были отмечены престижной музыкальной премией "The World Music Awards" за рекордное количество проданных дисков. В 1999 году на "Площади звёзд" состоялась официальная церемония открытия именного знака Александра Малинина. Есть что-то еще, к чему Вы стремитесь?
А.М.: К новым вершинам всегда нужно стремиться. Есть же еще и мировой рынок, который не освоен. Я могу исполнять песни на английском. Хотя это не главное. Самое главное в исполнении – душа. Человек играет на скрипке, слов нет никаких, а слушатели плачут. Потому что исполнитель умеет вытащить эмоцию из человека. Это нельзя объяснить. Это и есть настоящее искусство, волшебство.
"Y": Ваша жена Эмма – это первый человек, на ком Вы "испытываете" новую песню?
А.М.: Конечно, когда я работаю над какой-то песней, то даю ей послушать композицию в авторском исполнении. Иногда она слушает и говорит: "Мне не нравится". Нельзя показывать непрофессиональному человеку полуфабрикат. Когда сделана аранжировка, получается совсем другая композиция. Непрофессиональному человеку сложно понять, какой будет песня в конечном итоге. Жена старается помогать мне в моей работе. Она не только сидит с детьми. Они, конечно, маленькие еще, но у нас есть няня. Мы занимаемся каждый своим делом: я концертами, а Эмма сейчас дописывает докторскую диссертацию. Она врач-гинеколог.
"Y": На концертных афишах, которые развешаны сейчас по всему городу, Вы держите на руках своих двойняшек, Фрола и Устинью. Почему назвали детей такими старинными русскими именами?
А.М.: Семейная тема началась с "Девятого бала". На тех афишах мы были с женой обнаженными. Это ведь естественное продолжение жизни. Это мои дети. Мне за них не стыдно. А насчет имен – я за продолжение русских традиций. И не одинок в этом: сейчас очень многие называют детей Варварами, Захарами, Архипами. Новый виток пошел. Мне нравятся эти имена, они исконно русские, хорошие, красивые. И я верю, что имя, данное при рождении, влияет на жизнь человека. Надеюсь, эти имена им помогут в жизни. Впрочем, для своих детей я пока не готовлю никакого будущего. Они еще слишком маленькие. Рано что-то говорить.
Интервью подготовила Елена Ноготкова.