Вот, председатель нижегородского городского комитета по защите прав потребителей Валентин Просеков говорил вчера о том, что грубость и обман покупателей так и остаются одним из главных нарушений прав потребителей. Нижегородская Служба Новостей, ссылаясь на выступление г-на Просекова, сообщает о том, что проверки систематически выявляют обвесы, обсчеты, нарушения санитарных норм и т.д. Вместо сливочного масла продают масложировую смесь, вместо свежих продуктов подсовывают просроченные...
Ну, в России с такими вещами только тот не сталкивался, кто рынки да лотки держит за пределами поля зрения. Потому что все остальные если не были сами когда-то обвешены-обмануты, то наблюдали такие картины уж точно. На рынке, на мобильном лоточке не обвесить – это, по нашей национальной традиции, себя не уважать. Иное дело – магазин. Те, кто боится купить некачественный товар, идут в туда... и там их (в порядке анекдота, надо думать) надувают ничуть не хуже, чем на рынке. Особенно если магазинчик не фирменный, а так, подвальный. Буквально пару недель назад решила я купить себе ужин. Надоело готовить, а рядом с домом, в пяти минутах ходьбы, стоит себе двадцатичетырехчасовой магазин. Прикинув так и этак, я решила взять два салатика и две порции заливного, предварительно спросив у девушки с глазами снулой воблы о степени свежести моего будущего ужина. Девушка для начала вопроса не поняла, поскольку была занята чрезвычайно содержательным делом, а именно – обсуждением последних новостей с молодым человеком лет двадцати, который, судя по выражению его лица, только что преуспел в изучении родного алфавита и строевой подготовке. Минуты через три девушка зевнула и одновременно попыталась меня о чем-то спросить. Зрелище было незабываемое... особенно на фоне затасканного в хвост и гриву халатика юной продавщицы, напоминавшего расцветкой марлю для сцеживания компота. Еще минуты две мы потратили на то, чтобы осознать суть данного девушке задания (ответить, насколько свежи салатик и заливное) и подобрать соответствующие случаю выражения в богатом лексиконе.
– Сёнь-прзли, – сказала наконец девушка, и я догадалась, что салатики нонешние.
Расплатившись за покупку, я стала искать дату изготовления – и это была моя главная ошибка. Следовало подержать в руках сии салатики до того, как деньги были переданы девушке. Потому что следующие пятнадцать минут мы выясняли, кто, кому и сколько должен и что будет, если кредитор (то есть я) не получит требуемое. Ибо салатики были просрочены как минимум суток на пять, а заливное, хоть его срок годности формально и соответствовал заявленному, было покрыто отчетливо зелеными пятнами, вызвавшими ассоциацию с трупным разложением. В итоге деньги мне девушка отдала безропотно, фыркнув лишь: "Во дает! Чё берешь-то не глядя?".
Таких историй у каждого наберется, наверное, не парочка и даже не десяточек. Обманывали нас при советской власти, обманывают и теперь. И с рынками да магазинами все или почти все уже как-то смирились. Менталитет, блин... хоть совковым его называй, хоть как угодно. Хоть борись за права потребителей, хоть не борись. Другое дело, если нарушения прав потребителей выходят за рамки рынков и плавно перемещаются в иные сферы.
Упомянутый уже г-н Просеков рассказал о создании на базе МУП "КРУН" (честно говоря, не знаю, что это такое, да это и не принципиально в данном случае) городской похоронной службы 003. Служба эта коммерческая, цены в ней выше общегородских, но это не самое интересное. Самое интересное заключается в том, что сия служба имеет договоренность со службой "скорой помощи" и предлагает свои услуги... уже через несколько минут после смерти человека.
Нормально, да? Умер, скажем, у кого-то родственник, он об этом еще и узнать не успел, и тут звонок: "Алё! А у вас родственничек помер! Щас мы его хоронить приедем!".
Чиновники призывают к активной, как они выражаются, жизненной позиции. Типа, боритесь, граждане, за свои права потребителей. Министр торговли Свердловской области Вера Соловьева заявила 11 октября о том, что, хоть люди и стали относиться к потребительскому процессу серьезнее, однако еще не привыкли в полной мере бороться за свои права. И призвала обязательно сообщать о нарушениях – в жалобную книгу, в комитеты по защите прав потребителей, в местную администрацию...
Всем хорош совет. Только пара мелочей не увязывается. Первое: где взять потребителю время, чтобы бегать по администрациям, а впоследствии по судам? Второе: почему обязанности администрации надо перекладывать на плечи потребителей? Да, разумеется, потребитель имеет право и должен возмущаться некачественным обслуживанием. Однако с какой стати администрация не принимает превентивных мер по его защите? Операция "Потребитель 2002", которая прошла недавно по России, таковой превентивной мерой считаться не может, поскольку длилась не 365 дней, а много-много меньше. И закончилась благополучно. Кому не повезло – того поймали. А те, кого не поймали (читай: кому повезло), во-первых, числом своим в разы превосходят невезучих, а во-вторых, даже не подумают менять свою стратегию и тем паче тактику. Это всё – раз.
Теперь – два. В ходе недавней же операции "Сфера", проводимой управлением по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Воронежской области, обнаружились факты систематического нарушения прав потребителей... сотрудниками областного общества защиты прав потребителей! Они систематически получали от владельцев торговых точек вознаграждения за непринятие мер по выявленным нарушениям. Дескать, знай наших!
Вот так. Можно ходить по инстанциям, можно сидеть на собственном заду. Можно винить во всем наше развращенное сознание, можно ругать законодательство, провоцирующее такой разврат. Толку не будет ни от того, ни от другого. Может, просто не там ищем?