Железные двери не спасут от стукачей

Читать в полной версии →
Подготовка к акту волеизъявления – процедура суровая, особенно для тех, кто собирается быть избранным. Вот-вот начнут ходить "от двери до двери" агитаторы, забьют фонтаны красноречия, расцветут пышным цветом дивные обещанья




Чуть больше месяца осталось до того дня, когда избиратель задастся двумя вопросами: хочет ли он изменить свою жизнь и может ли он это сделать. Утвердительные ответы на оба вопроса приведут его к урне для бюллетеней...

Подготовка к акту волеизъявления – процедура суровая. Особенно для тех, кто собирается быть избранным. Нанятые под конкретные партии и кандидатов-одномандатников команды лихорадочно "окучивают" электорат, используя хорошо известные технологии. Впрочем, известные – не всегда означает "изученные". То, как иные кандидаты используют прессу и электронные СМИ, наглядную агитацию и собственный имидж, показывает, что до культуры выборов нам еще далеко. Причем понять это стоило бы не только самим претендентам, но и тем, к кому они обращаются со своими "проблемами". Иными словами, избирателям.

Вот, к примеру, известная уже не только в узких кругах политтехнологов широкого профиля программа "от двери до двери". С самого начала и не поймешь – о каких дверях, собственно, речь? Ну, первая – это та, что ведет к жилплощади избирателя. Насчет второй не скажут наверняка даже американцы, которые и придумали столь романтическое название вполне рутинному процессу промывки отдельно взятых избирательских мозгов. Логично предположить, что второй дверью может быть: а) соседняя; б) одна и та же дверь, куда агитатор стучался дважды или трижды, чтобы окончательно убедиться в том, что "клиент дозрел"; наконец, с) дверь избирательного участка, порог которого гражданин переступает с головой, полной приятных воспоминаний о посетившем его агитаторе.

Между тем далеко не всегда программу "от двери до двери" удается претворить в жизнь. Во-первых, потому, что ходить от квартиры к квартире, от подъезда к подъезда, от дома к дому – нелегко. Да что там нелегко – за хождение по российским заплеванным и темным подъездам надо орден давать! Во-вторых, граждан предпочитают окучивать днем. Что по-человечески понятно – наемному агитатору не хочется бродить в темноте. Однако наши граждане имеют нездоровую привычку в дневное время дома отсутствовать. Да и вечером припершемуся человеку с улицы не всякий откроет. Потому солидные штабы так организуют свою работу, чтобы жильцы загодя, за сутки-двое узнавали о визите агитатора. В-третьих, многие агитаторы откровенно халтурят. Тут уже проблема финансовая: платят им, как правило, немного, а значит и качество их работы – среднее либо ниже среднего.

Пик обхода жилого сектора обычно приходится на 20-й день до выборов. Если вы все-таки впустили агитатора в дом, готовьтесь к задушевной беседе. Вас будут убеждать с помощью наглядной агитации, экивоков на новости, обращений к здравому смыслу и т.п. Однако, сколь бы обаятелен ни был ваш визави, сохраняйте трезвость мысли. Не он должен вам навязать тему, а вы ему. Спрашивайте только о том, что интересует именно вас. Вопрос "как" должен иметь приоритет перед вопросом "когда" – сроки решения ваших проблем вам назовут любые, а вот инструментов решения в пропагандистском арсенале может и не оказаться.

Кандидат, ответственно относящийся к процедуре выборов, может даже лично заявиться к вам в квартиру. Правда, только после того, как получит положительный отзыв от своего агитатора, уже вас навестившего. Логика здесь проста: если у вас есть круг родственников и друзей (а такой круг есть у каждого), вы непременно расскажете им о таком удивительном визите и невольно пробудите в них уважение к кандидату (или поспособствуете укреплению такового).

Есть и другая хитрость, которая носит название "извинительной записки кандидата". О ней рассказывает известный политтехнолог Валентин Полуэктов: "Тем, кто двери почему-то не открыл или кого просто не удалось застать дома, в почтовые ящики вместе с программной листовкой опускается записка от имени кандидата. Смысл послания таков: сегодня был агитационный рейд, в котором я вместе с агитаторами принимал личное участие. Жаль, что не застал вас дома, а то бы пообщались. Ну, раз уж так получилось, хотя бы прочитайте мои агитационные материалы и позвоните, если что. Бог даст, свидимся". Говорят, действует. Еще на себе не проверяли?

Александр КРАЙЧЕК |
Выбор читателей