Путин создал кабинет исполнителей

Читать в полной версии →
Пресса обсуждает состав и функции нового российского правительства. Обозреватели отмечают, что новый кабинет не может проводить самостоятельную политику, а лишь исполнять волю президента




Основное внимание сегодняшней центральной прессы уделено составу и функциям нового российского правительства. Следите за обновлениями.

"КоммерсантЪ" публикует репортаж с заседания правительства, на котором было объявлено о составе нового кабинета. Президент России напомнил всем, для чего он отправил в отставку Михаила Касьянова и весь его кабинет. Цель смены правительства - "существенным образом повысить персональную, личную ответственность каждого назначенного сегодня министра за порученный ему участок работы". Президент сказал несколько очень добрых слов членам нового кабинета. Им, как и всей стране, теперь не о чем беспокоиться. После 14 марта, когда по закону они должны будут сложить свои полномочия, их просто перерегистрируют в новых должностях. Под занавес Владимир Путин попросил присутствующих как можно скорее набрать необходимый темп. Начали с Михаила Фрадкова. Ему президент предоставил слово. Председатель правительства представил своих сотрудников. Он объяснил, из чего исходили при их назначении. И тут выяснилось, что имел значение не только профессионализм, но и человеческие качества (какие, кстати?), а также "заряженность на те или иные действия".

Изменения в составе правительства дают неплохой повод поразмышлять о том, в какую сторону эта власть эволюционирует, отмечает "Газета". Очевидно, что формирование кабинета Фрадкова стало одним из завершающих шагов по освобождению Путина от ельцинского наследства. Многие знаковые фигуры ельцинской эпохи (и "семьи" как главной движущей силы этой эпохи) покинули министерские посты. О выходцах из питерской команды, также оставшихся вне игры, или о тех, кому она протежировала, беспокоиться не стоит. Скорее всего, их мы вскоре увидим в креслах руководителей известных или только что созданных крупных корпораций. Итак, новое правительство - это уже не формула вынужденного компромисса с предшественником, а команда, сформированная самим Путиным под его видение будущих задач. Соответственно, и строится она не по прежним, а по совершенно иным лекалам. Правительство Фрадкова явно бедно яркими политическими фигурами, способными стать генераторами новых идей и подходов. В этом, наверное, заключен важный принцип: кабинет, возглавляемый аккуратным, лишенным политических амбиций исполнителем, которому президент доверяет, по определению не может стать слишком самостоятельным. Он должен будет работать под плотным контролем Хозяина Кремля и четко выполнять его указания. Без всяких там импровизаций и игры на сторону. Иными словами, новая бюрократическая инстанция при главе государства.

Подбор кадров для нового кабинета министров видится абсолютно закономерным, пишет "Независимая газета". Очередные назначения и рокировки в правительстве – естественное и логичное продолжение первой и самой главной замены – Касьянова на Фрадкова. Создается абсолютно чиновничий кабинет, призванный четко, оперативно и без обсуждений выполнять любое распоряжение Кремля. Команда Фрадкова чем-то напоминает (и не только в количественном плане) современную футбольную – где каждого игрока, и даже главного тренера, можно в любую минуту заменить на другого, а все нити управления игрой на самом деле находятся в руках президента клуба. Теперь стало окончательно ясно, что в Кремле понимают под административной реформой. Исполнительная власть становится гораздо более прозрачной, транспарентной, как модно сейчас говорить, – но не для населения, а для президентской администрации. Суть происходящего можно сформулировать так: в правительстве будут работать те, и только те, с кем удобно работать Путину. Старые связи, привязанности и обязательства более не актуальны. Все это и есть подлинная административная реформа – а вовсе не то прожектерство, которым занимался Борис Алешин, закономерно не увидевший своей фамилии в обнародованном вчера списке.

О структуре нового правительства пишут "Известия". Раньше министерства, комитеты, службы и агентства находились в прямом подчинении у правительства (премьера и его замов). Теперь установлена 3-уровневая система федеральных органов исполнительной власти. На первом - министерства, которые подчиняются правительству, на втором - федеральные службы, на третьем - агентства. Службы и агентства находятся в подчинении у министерств за исключением тех, которыми управляет лично президент (Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки и т.п.) Еще две новообразованные службы - антимонопольная и по финансовым рынкам - подчиняются напрямую премьеру. Также произошло разделение правоустанавливающих, контрольно-надзорных функций и функций оказания государственных услуг. Это одно из основных положений административной реформы, которую представил 2 года назад аппарат правительства. Министерства будут писать законы и нести политическую ответственность за положение дел во вверенных им сферах. Службы осуществляют надзор за исполнением гражданами и организациями требований, установленных законом. Они же будут регистрировать права и выдавать лицензии. Агентства оказывают государственные услуги и управляют федеральным имуществом, находящимся в ведении головного министерства, а также выступают заказчиком по федеральным целевым программам и финансируют подведомственные учреждения. Лишившийся вице-премьерского поста глава Минфина Алексей Кудрин с удовлетворением отметил, что в новом правительстве полномочия министров существенно выше, чем полномочия зампредов правительства в кабинете Касьянова. Министры координируют деятельность подведомственных им служб и агентств, назначают им финансирование и следят за расходованием денег. Министр выбирает руководителя (директора) службы или агентства и имеет право отменить любое принятое им решение.

Министры, которых, по всем прогнозам, должны были уволить, — выжили. А некоторые члены кабинета, чьи позиции казались железобетонными, напротив, отправились в "ссылку", констатирует "Московский комсомолец". Самой важной перестановкой стал переход Игоря Иванова из кресла министра иностранных дел на пост секретаря Совбеза вместо "рудимента ельцинской эпохи" Владимира Рушайло. Новым шефом МИДа путин назначил бывшего представителя России в ООН Сергея Лаврова. В дипломатических кругах Лавров знаменит прежде всего своим умением сочинять политические частушки. Причем некоторые из этих виршей носили довольно рискованный характер. Кроме этого все отмечают умение нового министра работать в команде. Скорее всего, как и Игорь Иванов, Лавров не будет претендовать на выработку самостоятельного политического курса. Этим по-прежнему будет заниматься лично президент. А Лавров будет лишь высокопоставленным исполнителем. Знаковым можно счесть также назначение ближайшего путинского соратника Дмитрия Козака на пост руководителя аппарата правительства. По традиции в кресло шефа белодомовских аппаратчиков премьер назначает своего самого доверенного человека. Тот факт, что Фрадкову этого сделать не дали, лишний раз подчеркивает, что новый премьер тоже будет всего лишь высокопоставленным исполнителем. Все ключевые решения будут приниматься в Кремле.

Владимир Путин сдержал свое обещание. За пять дней до выборов главы государства избирателям предъявлено компактное и, по расчетам Кремля, более эффективное правительство. Как полагают "Ведомости", в новом кабинете усилились позиции Германа Грефа и Алексея Кудрина, а за доведением административной реформы до логического конца присмотрит Дмитрий Козак. Путин вчера назвал его одним из авторов новой структуры правительства. А источник газеты в Кремле утверждает, что возглавить аппарат Белого дома Козака попросил сам Путин: "Президент считает, что никто другой не сможет осуществить фантастическую по сложности административную реформу и перестройку аппарата". Сам Путин, сказал вчера, что за последнее время бюрократия Белого дома превратилась в "теневое правительство".

Станет ли "Белый дом" локомотивом реформ, задается вопросом "Комсомольская правда". Издание пишет, что управлять страной поручили кабинету министров-социалистов. Кабинет Касьянова исправно накапливал средства, в результате чего у нас образовались беспрецедентные золотовалютные резервы. Теперь, по мнению тех, кто определяет стратегию российской политики, пришла пора их потратить. На что – известно давно. На очереди - реформа образования, здравоохранения, жилищный вопрос, подход к удаленным регионам, армейская "социалка". Наряду с очевидным проведением социалистического курса Путин намерен проводить и курс чисто либеральный – минимизировать влияние бюрократии на экономику. Для этого начата административная реформа, и ее первые шаги – сокращение числа министерств и назначение Дмитрия Козака министром-администратором.

Денис ВИКСНЕ |
Выбор читателей