|
Напомним, конфликт ведет свое начало с 1991 г., когда Москва заключила договор с компанией Noga о поставке в Россию продуктов питания в обмен на нефтепродукты. Однако впоследствии от импорта товаров было решено отказаться, и Россия вышла из договора со швейцарцами. Швейцарцы, в свою очередь, занялись подсчетом убытков и пришли к выводу, что долг Москвы составляет $23 млн плюс набежавшие за все эти годы проценты, то есть порядка $60 миллионов.
Первоначально удача была на стороне швейцарцев. В 1997 г. Стокгольмский арбитражный суд позволил им через судебных приставов арестовывать российское государственное имущество во всех странах в обмен на возмещение долга. Таким образом, арест был наложен на счета российских дипломатических представительств в Париже и учебный парусник "Седов".
Впоследствии фортуна повернулась к победителям спиной: счета россиян были разморожены, а "Седов" покинул территориальные воды Франции. Однако вскоре судебные приставы фирмы предприняли новую попытку вернуть долг. На авиасалоне в Ле Бурже они хотели арестовать два российских самолета – Су-27 и МиГ-АТ.
Демарш не удался: сотрудники местного аэропорта помешали задержанию и заблаговременно вывели самолеты с летного поля еще до прихода судебных приставов. После этого адвокаты фирмы подали иск, в котором обвиняли организаторов салона и руководство Росавиакосмоса в "похищении арестованного имущества".
Именно с того момента Noga судилась также и с французскими властями. Но и здесь их постигла неудача - на первом же судебном разбирательстве по этому делу прокурор потребовал от суда не удовлетворять иск и вынести оправдательный приговор бдительным сотрудникам аэропорта.
Очевидно, именно эта последняя неудача стала мотивом для отказа швейцарцев от дальнейших претензий. По мнению российской стороны, отказ от иска может быть "частично связан" с финансовыми трудностями компании Noga.