|
Началось заседание с речи представителя Иордании. Он предложил обратиться к генсеку ООН Кофи Аннану с просьбой учредить специальную комиссию, которая оценит масштабы ущерба, нанесенного палестинцам забором. Подобную антиизраильскую позицию вслед за этим поддержал и Китай. Но практически сразу начались разногласия в "европейском секторе". Работник МИД Италии отказался голосовать "за" без внесения поправок на необходимость самообороны суверенного Государства Израиль, существования "дорожной карты" и особой пометки в итоговом документе слова "террор" по отношению к действиям части палестинских организаций. После этого эмиссары Арафата внесли ряд незначительных изменений, и началось голосование.
В результате официальный документ был подписан большинством стран-участниц встречи на высшем уровне. Под резолюцией свою печать поставили представители 150 государств. Против демонтажа стены высказались постоянный партнер "бело-голубых" - США, а также Австралия, Микронезия и Палау, Маршалловы острова и собственно Израиль. Что интересно, нашлись и воздержавшиеся. Это Канада, Науру, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тонга, Эль-Сальвадор, Уганда, Уругвай, Вануату и Камерун.
После оглашения результатов американский дипломат назвал решение ассамблеи "необъективным". Реакция израильского посла в ООН Дана Гиллермана была, конечно же, однозначной. Он осудил итог голосования, назвав его "извращением справедливости". Стоит привести его цитату полностью. "Реагировать с такой жесткостью на меру, призванную спасти жизни, и никак не реагировать на продолжающуюся кампанию палестинского терроризма, уносящего жизни, - возмутительно", - сказал он. "Счастье, что судьба израильских граждан не решается в зале заседаний ООН, - возмущенно продолжил чиновник. - Решение о заборе принято Высшим судом справедливости Израиля, государства, которое должно заботиться о своих гражданах и поэтому построит этот забор, чтобы их защитить".
После такого эмоционального выступления незамедлительно последовали не менее резкие выпады со стороны большинства, поддержавшего решение. На одну из критических реплик нидерландского представителя израильтянин ответил, что ему непонятно, как он может позволить Европе вмешиваться в мирный процесс после этого. Но слова так и остались просто словами. На окончательное распределение голосов уже ничего не могло повлиять. Впрочем Тель-Авив имеет полное право и не выполнять вердикт ООН, так как резолюции Генассамблеи, в отличие от документов, принимаемых Советом безопасности, носят лишь рекомендательный характер.
Кстати, даже в исправленном варианте резолюции не нашлось место предложениям "умеренных" итальянцев. Вместо понятий "суверенитет" и "право на оборону" появилась расплывчатая фраза "о возможности защиты собственных границ любым государством". То есть подобные слова можно трактовать как в пользу израильтян, так и в пользу палестинцев.
Напомним, что в минувшую пятницу примерно по такому же сценарию развивались и события в Гааге. Тогда Международный суд тоже призвал провести демонтаж стены в самое ближайшее время, и помимо этого выплатить компенсации всем пострадавшим от строительства. Как и было понятно с самого начала, Израиль полностью отверг это постановление. Тогда в своем заявлении премьер-министр Ариэль Шарон подчеркнул: "Государство Израиль полностью отвергает заключение Международного суда в Гааге и считает его работу односторонней и политически мотивированной".