Гадкий Буш доехал до России

Читать в полной версии →
Мур снял фильм о связи войны и бизнеса, убийств и политики, о трещащем фасаде благовоспитанной Америки, об уничтоженной "американской мечте", о тотальном обмане и полном неприятии жизни простого человека

Фаренгейт 9/11 (Fahrenheit 9/11)
США, 2004
Режиссер: Майкл Мур




Главным кинодокументалистом мира стал человек, который закончил только среднюю школу. Как большинство жителей его родного городка Флинт в штате Мичиган, он собирался пойти на автомобильный завод "Дженерал Моторс", но в первый же день его работы компания провела резкое сокращение. Тридцать тысяч человек оказались на улице, а Мур сделал свой первый документальный фильм, "Роджер и я". Он поехал к президенту компании GM Роджеру Смиту, чтобы попробовать уговорить его лично посмотреть на практически уничтоженный Флинт. Этот город стал любимым наглядным примером Мура, Америкой в миниатюре, которую он использует в каждом своем фильме, независимо от его темы – все они аукаются во Флинте.

Его последний фильм, "Фаренгейт 9/11", собрал более $100 млн в кинотеатрах одной только Америки, стал самым успешным документальным фильмом за всю историю кино и получил главный приз в Канне. Почему? Просто Мур нашел, наконец, тему, которая волнует большинство жителей земного шара и на которой его режиссерское мастерство могло развернуться во всю ширь.

Его приемы просты. Контраст, противопоставление, наглядность. Он делает то, о чем все говорят. "Почему бы президенту "Дженерал Моторс" не посмотреть на то, что он сотворил с маленьким американским городком?" "Почему бы не попросить супермаркеты не продавать пистолеты, из которых школьники убивают своих сверстников?" "Почему бы американским сенатором не послать собственных детей в Ирак, где погибают дети их избирателей?" С маниакальной настойчивостью и обманчивым простодушием Мур наставляет свою камеру на политиков, актеров и президентов. Прием работает всегда, у его "жертв" нет никаких шансов.

И "Боулинг для Колумбайн", и "Фаренгейт 9/11" – не фильмы-исследования, но фильмы-доказательства. Большая часть информации уже связана Муром воедино, и камера только иллюстрирует отдельные положения. Режиссера можно назвать предвзятым, но нельзя не восхищаться силой его убеждения.

Майкл Мур работает для тех же людей, которые смотрят шоу Джерри Спрингера или "Окна" с Нагиевым. Он позволяет себе долго задерживаться на двух плачущих женщинах – в Ираке и Америке. Он показывает то, чего не пропускают редакторы новостей: раненные, изувеченные, мертвые люди, почти крупным планом. Он работает "от противного". В отправной точке фильма, говоря об утре 11 сентября 2001 г., он отказывается от показа намозоливших глаза кадров атаки. Три минуты экран остается черным, слышны только звуки. Эффект получается еще сильнее.

На "среднестатистического зрителя" рассчитан и юморок, иногда на грани полного примитива: показывая феноменальные кадры с Бушем-младшим, который в первые минуты после сообщения о разрушении ВТЦ продолжает смирно сидеть у доски в классе какой-то начальной школы, Мур змеем-искусителем нашептывает мысли, проносящиеся в голове у президента. Впрочем, юмор – неотъемлемая часть его стиля. Иронией он проверяет на прочность факты, которые преподносят нам на тарелочке с голубой каемочкой. Юмор "Фаренгейта" в основном черный: американские солдаты, идущие в Сочельник на задание под песенку "Санта-Клаус приходит в город, лучше ведите себя хорошо".

Мало кто способен пока воспринимать "Фаренгейт" как просто кинопроизведение, ведь своей главной задачей Мур считает не допустить победы Буша на президентских выборах. Республиканцы отнеслись к фильму настолько серьезно, что даже сняли "ответ" – "41.11 по Цельсию", название, обозначающее температуру, при которой умирает человеческий мозг. И все же фильм Мура – не сведение личных счетов с президентом Америки. Он вываливает на зрителя кучу информации, чтобы доказать связь семьи Буша с семьей бен Ладена и бизнесменами из Саудовской Аравии, но даже это – частности. Мур снял фильм о связи войны и бизнеса, убийств и политики, о расшатавшемся фасаде благовоспитанной Америки, об уничтоженной "американской мечте", о тотальном обмане и полном неприятии жизни простого человека, "среднестатистического обывателя", который в благодарность за рассказ об этом и несет свои деньги в кассы кинотеатров.

В российском прокате с 23 сентября.

Наталья РЯБЧИКОВА |
Выбор читателей