Старенький киса растопил лед Лужников

Читать в полной версии →
В Лужниках выступила легенда хард-н-хэви группа Whitesnake во главе с красавчиком-фронтменом Дэвидом Ковердейлом. "Пурпурных" фанатов они обслужили по минимуму. Все прочие остались очень довольны


Фото Юлии Григорьевой



Для наших сограждан уходящий год оказался весьма богатым на события из "пурпурной" обоймы: в конце февраля Хьюз и Тернер дали в России три концерта (в Москве их выступление пришлось на День защитника Отечества); экватор лета в обеих столицах был отмечен рабочими визитами Ронни Дио, сет-лист которого, опять же, на треть состоял из боевиков Rainbow & Purple; весь прошлый месяц известная "русская народная группа из Англии" с триумфом колесила по необъятным просторам нашей Родины. Наконец, в минувшую пятницу в Лужниках выступила легенда хард-н-хэви Whitesnake во главе с красавчиком-фронтменом Дэвидом Ковердейлом, в свое время прошедшим "крещение огнем" альбома "Burn"... Все части старой головоломки сошлись – на радость любителям классического рока.

Заметим, для Ковердейла это не первый визит в нашу страну – в 1993-м он почтил своим присутствием фестиваль "Белые ночи Санкт-Петербурга" (тогда выступал вроде как без ансамбля, сам...) – ну а нынешний экс-СНГшный отрезок гастрольного тура группы "Live... In the still on the night" почти день в день повторял их же собственный график семилетней давности – только теперь вместо сдвоенных выступлений в Москве в расписание оказался включенным Минск. Впрочем, с идеологической точки зрения даже у известного белорусского поборника нравственности к шоу Whitesnake претензий возникнуть не могло – из спецэффектов группа использует только цветные прожекторы, а гитарные риффы очень часто являются фоном для развесистой любовной лирики. Ковердейл – эдакий "киса" (типа Томаса, только для любительниц более жесткой музыки); у мужской части аудитории, очевидно, находятся свои причины посетить шоу Whitesnake.

Люди в форме на этот раз были сравнительно корректны; видимо, сегодня у них другая головная боль. Пока людской ручеек двигался к Малой спортивной арене, было хорошо слышно, как переживают и ликуют трибуны на Большой: футбольный матч – по деструктивным последствиям событие потенциально гораздо более серьезное, нежели выступление заезжих заслуженных рокеров... Поэтому к семи вечера большая часть музыкально настроенной публики уже миновала все кордоны и неспешно фланировала по фойе, потягивая пиво и прицениваясь к футболкам и всяческим бирюлькам. Самые хитрые обладатели билетов на танцпол, впрочем, поспешили занять местечко поближе к сцене; позднее выяснилось, что такая предусмотрительность была совсем не лишней: хотя за сутки до концерта, по сведениям организаторов, было продано всего полторы тысячи билетов, в итоге во время выступления Whitesnake зал оказался заполнен почти на три четверти, а к сцене было и вовсе не протолкнуться.

Интересно, все-таки, ведет себя толпа на подобных концертах. Иногда, бывает, разогревающую группу (как "АнЖ" перед U.D.O.) освистывают от души – а вот игравших в этот раз молодых людей из Питера (названия группы, извините, не расслышал), вопреки пессимистичным прогнозам, приняли довольно мирно; под конец зрители им даже вполне искренне похлопали – правда, те выступали всего минут 25 и надоесть никому особенно не успели.


Фото Юлии Григорьевой

Сет Whitesnake начался тоже с сюрприза: этот знаменитый рифф-"ходилку" не узнать невозможно – и вот уже тысячи глоток хором выводят "Burn!" в припеве гимна, с которого тридцать лет назад начался путь Ковердейла в Большой Рок... В середину композиции музыканты неожиданно включают и куплет "Stormbringer": партер ликует, а в душу закрадываются смутные сомненья – если такими вещами группа начинает выступление, что же у них припасено на десерт, из старенького-то? Разве что "Soldier of Fortune" – да и та, как ни крути, на роль коды решительно не годится... А Змей-искуситель тем временем носится по сцене, взмахивает шевелюрой, лихо жонглирует микрофонной стойкой, машет залу рукой... Словно ему и не 53 (по паспорту) – впору переставлять цифры: для своего возраста выглядит Дэвид просто шикарно – стройный, поджарый; голос опять же, на удивление чистый, а легкая хрипотца лишь придает вокалу особый шарм. Ковердейл без видимого напряжения берет все высокие ноты, честно выкладывается от и до. Расхожая поговорка "короля играет свита" применима к группе лишь в том, что аккомпанирующие музыканты (за исключением, естественно, барабанщика) выгодно оттеняли пение Дэвида "бэк"-подпевками, особенно в этом амплуа выделялся черноволосый басист Марко Мендоза (ex- Twisted Sister, Thin Lizzy).

Просто пялиться на сцену, стоя на застеленном паласом льду хоккейной коробки, – холодно ногам, тут хочешь не хочешь, а заскачешь, чтобы не замерзнуть. Видимо, так и задумано – хотя репертуар, в принципе, к тому (в смысле – попрыгать) пока располагает. На разгоряченных "пурпурным intro" зрителей обрушилась вначале очень заводная "Bad Boys", а немного позже – "Ready An' Willing" 1980 года. Но затем последовали сразу две песни с альбома "1987" ("Is This Love" и "Give Me All Your Love") – вещи неплохие, но общая идея концерта становится более-менее понятна: для Ковердейла "настоящий" Whitesnake начался в 1987-м (ну, в крайнем случае, в 1984-м) – а кое для кого из ортодоксальных "пёрпловских" фэнов он как раз тогда же закончился. Такая вот неувязочка.

Впрочем, многочисленные поклонники творчества Ковердейла пришли сюда, очевидно, вовсе не затем, чтобы забивать себе голову подобными размышлизмами, а просто от души поотрываться (плавя ботинками лёд) под любимые композиции группы, коими Дэвид со товарищи, также с видимым удовольствием развлекали публику. Как в известном фильме "в джазе – только девушки", так в "свите" Ковердейла собрались исключительно профессионалы: гитарист ли Реб Бич, прошедший школу Элиса Купера, клавишник ли Тимоти Друри из тусовки Eagles, или Даг Олдрич (ex-Dio, House of Lords), устроивший своим сольным "запилом" пятиминутный перекур для остального "серпентария". Другим, едва ли не самым ярким моментом вечера стало эффектное, сногсшибательное, изумительное соло барабанщика Томми Олдриджа (ex-Ozzy, Thin Lizzy) – вначале, на зависть всем вместе взятым зайчикам Энержайзер, он вытворял за своей установкой настоящие чудеса, а затем – зашвырнув палочки далеко в толпу, – продолжил виртуозно лупцевать по барабанам голыми руками, ногами при этом гулко и дробно отстукивая ритм. Он – Мастер; говорят, среди его предков были индейцы чероки... было в той игре что-то почти магическое, завораживающее...

Вместо тщетно ожидавшегося "Солдата удачи" Ковердейл предпочел исполнить "Ain't No Love In The Heart Of The City" – сделанную, как говорит один мой приятель, в "рыдательном падеже" (или все-таки падёже?): кавалеры приобняли своих дам и даже кое-где закружились в парном "медляке"... Еще одним хитом, обязательным к исполнению, была "Fool For Your Loving" – тоже классика, принесшая в свое время группе первый громкий успех. Надо ли говорить, что на протяжении всего концерта зал дружно, громко и на удивление слаженно пел вместе с солистом (а иногда и вместо него)... Завершилось это светомузыкальное действо – правильно, угадали: прежде чем первый раз попытаться откланяться, группа сыграла американизированную "Here I Go Again" (и то правда, какой же концерт Whitesnake без нее?).


Фото Юлии Григорьевой

Но то был еще не конец: вполне уместной коде в виде заглавной туру песни предшествовала непонятно зачем вытащенная из пыльного чулана "Take Me With You" – не самая ценная speed-металлическая поделка, едва ли не единственная в репертуаре Whitesnake... только и радости, что посмотреть на Дэвида, увлеченно трясущего маракасами. Засим – долгие проводы: бесконечно затянутые финальные аккорды "Still Of The Night" тонут в ночи... Напоследок выясняется, что звук был вовсе не так хорош, каким казался в течение шоу: в уши как будто ваты натолкали. Впрочем, некорректный концертный саунд – не самая большая проблема Whitesnake. Многие сочтут спорной такую точку зрения (это их право!) – но при всем уважении и заслуженном статусе Легенды, Ковердейлу и его команде часто недоставало какой-то малости, "изюминки", превращающей просто хорошую мелодию в шедевр. Прискорбно констатировать, что годы, проведенные Ковердейлом в составе Deep Purple, не сильно повлияли на все его дальнейшее творчество, как-то вот не отложились в сознании. А жаль...

Выбор читателей