|
Как правило, самое заурядное представление о счастье – это, например, друзья, удачный брак, значительная зарплата или здоровье. Однако все это скорее похоже на некие непреходящие ценности, при обретении которых смысл существования утрачивается, а жизни превращается в рутину. Группа ученых во главе с профессором Канеманом, лауреатом Нобелевской премии, разработала другую концепцию измерения объемом человеческой радости – это метод реконструкции дня.
Журнал Science рассказывает о предпринятом исследовании. В нем участвовало 909 работающих женщин Техаса. Суть эксперимента состояла в следующем: участниц попросили составить дневник и записать в него все действия, совершенные в течение дня. Каждое действие предполагалось оценить с точки зрения получаемого наслаждения. Естественно, самый высокий рейтинг получили обеды с коллегами, просмотр телевизора и шопинг с мужьями или партнерами, а хуже всего были оценены встречи с боссом и дорога на работу в одиночестве. При этом оказалось, что не жалуют американские дамы также домашнюю уборку и уход за детьми. И еще один интересный момент: хороший ночной сон вызывает гораздо больше приятных эмоций, чем даже доход и положение в обществе. Таким образом, оказывается, что нашей жизнью правят мелочи…
Что ж, эффект, производимый на индивидуума шопингом, известен давно – даже термин был изобретен "покупательская терапия". О телевизоре и говорить нечего. Правда, авторы работы утверждают, что несмотря на массу положительных эмоций, от шопинга и телевизора веет чем-то нехорошим. Более того с помощью всех проведенных исследований можно будет вычислить национальный индекс счастья и сделать соответствующие выводы о нравственном здоровье нации – почти то же, что сделал в своем роман "О дивный новый мир" Олдос Хаксли. При этом надо заметить, что несмотря на все недостатки теории – специалистам она, возможно, покажется немного сырой – ученые почти совпали с позицией религии насчет счастья. Ведь почти все пророки и великие учителя учат жить сегодняшним днем, не задумываясь о завтрашнем. С первого взгляда это кажется просто уму не постижимым: как можно жить, не представляя себя директором крупной фирмы или председателем значительной ассоциации? А оказывается, это и не нужно. Смысл не в материальных ценностях, а в душевном благополучии. Как же его сможет достигнуть человек, которому с материальными ценностями не слишком везет?