|
На слом идут уже машины массовых выпусков, а новых выпускают еще больше – и их скоро ждет та же судьба. То есть, с каждым годом утилизации подлежит все большее число умных машин. Так, по оценкам маркетингового агентства Forrester Research, к концу нынешнего десятилетия число ПК в мире увеличиться более чем вдвое и достигнет 1,3 млрд штук (с нынешних 575 миллионов). Массовая компьютеризация ждет прежде всего Россию, Китай, Индию, Индонезию и Мексику. При этом, по данным американского "Национального совета по безопасности окружающей среды", за тот же период в мире устареют порядка половины ныне работающих машин – то есть, где-то около 250 млн штук. И еще 130 млн мобильных телефонов.
Казалось бы, ну и что тут такого? Мир производит миллиарды тонн всякого мусора, на фоне которого проблема утилизации оргтехники выглядит не столь уж драматично. Например, по данным ЮНЕСКО и Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, ежедневно в реки, озера и моря сбрасывается около 2 млн т отходов. На планете загрязнено порядка 12 тыс. кубических километров воды, что равняется объему воды десяти самых крупных речных бассейнов мира. А за неделю один круизный лайнер с 3 тыс. пассажиров на борту "производит" около 800 тыс. л всяких нечистот, сбрасывает в море 3,5 млн л воды из душа и стиральных машин, 140 тыс. л воды из унитазов и свыше 8 т твердых отходов. Что касается земли, то только на территории нашей страны уже накопилось свыше 80 млрд т твердых отходов. А американские вооруженные силы, признанные крупнейшим в мире загрязнителем окружающей среды, ежегодно оставляют после себя по всему миру 750 тыс. т токсичных отходов... И ничего, живем как-то.
Однако компьютеры – все-таки особая статья антропогенного "мусора". Это мусор, во-первых, дорогой, а во-вторых, опасный. Такие организации, как Промышленный совет по утилизации электронного оборудования (ICER) и Impel, объединяющая экологические службы шести ведущих стран ЕС, давно подсчитали, сколько опасных и ценных компонентов таит в себе обычный компьютер. Итак, со всей периферией он весит в среднем чуть более 27 кг; из них – 6,8 кг силикона, 6,3 кг пластика, 5,6 кг железа, 3,8 кг алюминия, 1,9 кг бронзы, 1,7 кг кремния, 0,6 кг цинка, примерно по 0,2 кг олова и никеля. Кроме того, в нем имеется свинец (используется при пайке плат и контактов), небольшие количества магния, мышьяка, ртути, иридия, ниобия, иттрия, титана, кобальта, хрома, кадмия, селена, бериллия, тантала, ванадия, европия, а также серебра и золота. Помножьте теперь все это на 250 млн и прибавьте 130 млн мобильников (правда, легких по сравнению с компьютерами) – столько "электронного мусора" выбросит человечество к 2010 году. Почти 7 млн тонн! В том числе, 1 млн т алюминия и 0,5 млн т бронзы, которые представляют огромную экономическую ценность. И тысячи тонн свинца, ртути и прочих не сильно полезных веществ, которые, будучи просто выброшенными на помойку, неизбежно попадут в атмосферу, в почву, в воду и в итоге вернутся к нам же, только уже как нежелательные гости.
Отсюда вырисовываются две задачи для электронных "мусорщиков": достать из списанных "компов" все ценное и утилизировать все вредное. И надо сказать, обе эти задачи успешно решаются, причем там же, где и производится сейчас основная масса оргтехники – в Азии. Делается это очень просто. На Западе находятся предприимчивые люди, которые собирают или скупают за бесценок электронные отходы в своих странах (компьютеры, мобильники, фотокамеры, батарейки и т.п.) и отправляют их малой скоростью туда, где люди охотно возьмутся за их разборку и переработку. Такого рода "экспорт" идет, как правило, нелегально, в обход экологического контроля, поэтому оценить истинные его масштабы довольно сложно.
Однако даже то, что известно о более-менее легальной мировой "электронной помойке", впечатляет. Так, экологическое ведомство Великобритании оценивает британский экспорт электронных отходов в сотни миллионов фунтов стерлингов в год. Сюда входят десятки тысяч старых компьютеров, 500 тыс. телевизоров, 3 млн холодильников, 160 тыс. т электрооборудования и миллионы мобильников. При этом экологи признаются, что не могут учесть весь тот "утиль", который отправляется в бедные страны по фальшивым документам. А в прошлом году целая международная коалиция экологических организаций провела соответствующее расследование, в ходе которого выяснилось, что наибольшее количество таких отходов экспортируются в Китай, Пакистан и Индию, где их перерабатывают практически вручную, т.е. методами, вредными для здоровья людей и для окружающей среды. Например, пластиковые части и провода сжигают под открытым небом, разбивают содержащие свинец катодные лучевые трубки, с помощью кислоты извлекают золото, переплавляют и растворяют различные, зачастую токсичные компоненты. Было установлено, например, что в прибрежной китайской провинции Гуандан этим "делом" заняты порядка 100 тыс. человек, в том числе трудовые мигранты их других регионов страны, женщины и дети, которые зачастую даже не подозревают о вредности их труда. А загрязнение в этом районе уже настолько велико, что местную колодезную воду пить просто нельзя.
В общем, полезная вещь – компьютер, но... что европейцу полезно, то азиату – смерть. Правда, по вине европейца. Одна надежда – опять же, на технический прогресс: авось, да придумают что-нибудь менее вредное, из чего делать компьютеры. Японцы, например, разрабатывают технологии пайки без свинца. Европейский союз решил, как всегда, действовать директивно: он просто обязал своих производителей компьютеров в течение 5 лет перейти на нетоксичные материалы. Как? Это уже их дело. А нам остается только прикидывать, сколько будет стоить такой "безопасный" компьютер. И гадать, что же на нашей планете кончится быстрее: ее ресурсы или свободное место, куда складывать мусор, в который мы превращаем эти ресурсы, вкладывая в этот процесс весь наш разум и силы...