Российскую авиацию спасет чудо-самолет

Читать в полной версии →
На рынке авиатехники наблюдается жесточайшая внешняя и внутренняя конкуренция новым российским самолетам, и "наши" в этой борьбе по-прежнему терпят поражение. Новый российский лайнер помог бы спасти честь отечественного авиапрома




На днях президиум Госсовета решил вопрос о создании Объединенной авиастроительной компании. Мы уже рассказывали о плюсах и минусах данного проекта. Попытаемся теперь оценить, к чему приведет создание такой компании.

На российском рынке авиатехники наблюдается жесточайшая внешняя и внутренняя конкуренция новым российским самолетам. И в этой борьбе "наши" по-прежнему терпят поражение, поскольку в существующей сегодня экономической среде просто невозможно обеспечить эффективную эксплуатацию новых отечественных воздушных судов. Еще долго новая российская авиатехника, производимая в единичных экземплярах, будет слишком дорога и неконкурентоспособна из-за того, что кризис мирового воздушного транспорта в корне ликвидировал ее ценовые преимущества.

Сегодня на российском рынке по-прежнему работает значительное число экономически эффективных лайнеров предыдущего поколения (в первую очередь Ту-154М). Стоимость летного часа таких машин в 2-2,5 раза меньше, чем у отечественных самолетов нового поколения, а теоретическая дороговизна их эксплуатации нивелируется отлаженной за многие годы системой технического ремонта и обслуживания (ТоиР) и наличием на рынке огромного количества запчастей и агрегатов к ним. Новые же российские самолеты находятся в мелкосерийном производстве, но поставщики не заинтересованы в инвестировании средств в любой авиационный проект, поскольку высоки накладные расходы на единицу продукции, а налоговое бремя составляет до 30% цены самолета.

Как сделать российские самолеты нового поколения привлекательными для российских авиакомпаний? Для этого необходимо добиться необходимого уровня цены самолета, организовать четкую лизинговую схему, минимизирующую затраты потребителя. Прежде всего, это увеличение срока лизинга до 15 лет, создание специального кооперационного режима с "Росавиакосмосом", включая лицензирование поставщиков и контроль цен. Второй важнейший элемент – современная система логистической поддержки эксплуатации самолетов. Однако ее создание потребует затрат в объеме десятков миллионов долларов. Все это указывает на необходимость введения специального экономического режима, что, в свою очередь, невозможно без концентрации усилий на наиболее актуальных направлениях. Эффективная структурная политика государства должна заключаться в селективной целевой поддержке проектов, способных внести заметный вклад в рост ВВП и, как следствие, в улучшение экономической и социальной обстановки в стране.

Одним из таких проектов вполне мог бы стать ближнемагистальный самолет (БМС) Ту-334 разработки фирмы "Туполев" и производства РСК "МиГ" и КиГАЗ "Авиант". Эта машина имеет все шансы стать самым массовым самолетом гражданской авиации России и сохранить воздушное пространство страны за российскими самолетами, как минимум, еще на 20-30 лет.

Ту-334 – это российский самолет, который требуется рынку в значительных количествах, что позволяет говорить о возможности организации массового производства, а также открытии путей для экспортных поставок. Реализация программы Ту-334 позволит запустить в массовое серийное производство и эксплуатацию два класса отечественных самолетов для российских авиаперевозчиков: крупносерийный ближнемагистральный Ту-334 и среднемагистральный Ту-204/Ту-214.

Для этого необходимо создать и законодательно закрепить принципиально новую систему взаимодействия участников программы, обеспечивающую (до 2009 г.) передачу в лизинг российским авиаперевозчикам 100 самолетов Ту-334, ввести гарантии государства под производство и лизинг первых 100 самолетов. Это объясняется тем, что государственные гарантии гораздо привлекательнее и выгоднее для правительства, чем прямое бюджетное финансирование. Профинансировать проект можно было бы через пул банков со значительной долей госкапитала.

Предлагаемый механизм реализации не нуждается в бюджетных средствах на формирование уставного капитала лизинговых компаний. Схема основана на внутренних заимствованиях под гарантии государства. Государственные гарантии на программу производства первых 100 самолетов Ту-334 обеспечат поступление через налоговую систему в государственный бюджет в период до 2009 г. около $220 миллионов.

Преференции государства – основа мотивации использования Ту-334 в отечественном лизинге. Для авиаперевозчиков это – освобождение от налога на прибыль в первые 5 лет эксплуатации Ту-334, для производителей и участников программы – налоговые льготы на производство первых 100 самолетов.

Все это даст возможность осуществить долгожданный переход от единичного к массовому производству и эксплуатации отечественной авиатехники нового поколения, осуществить полную замену устаревшего парка на новые самолеты Ту-334 и повысить безопасность авиаперевозок. В конечном итоге этот проект позволит сохранить самый массовый рынок авиаперевозок – ближне- и среднемагистральных – за отечественной авиапромышленностью. Российские деньги будут работать на российскую экономику, что исключит уход из страны более $780 млн (в период до 2009 г.) в виде лизинговых платежей за западные самолеты.

Валерий ПЕТРОВ |
Выбор читателей