|
Комментируя намерение Березовского посетить Украину, высказанное некоторое время назад, министр юстиции Роман Зварич высказался в том смысле, что экстрадиция преследуемому российским законом олигарху не грозит: Украина подписала не только соглашение с Россией о взаимной выдаче, но и Женевскую конвенцию о признании статуса получивших политическое убежище. Этот международный документ по рангу важнее соглашения с Россией, а статус политического беженца Березовскому, как известно, был присвоен в Лондоне. Следует предположить, что теоретизируя подобным образом, Зварич болел не столько за Платона Еленина, сколько за статус собственной державы. Сейчас официальной Украине крайне важно продемонстрировать Западу готовность следовать демократическим ценностям. Однако совершенно реальная перспектива абсолютно неуместного по времени визита опального олигарха поставила украинские власти в очень неудобное положение: принимать одновременно Березовского и Путина – это уже не исполненная чувства собственного достоинства демонстрация приверженности определенным ценностям. Это натуральный скандал. А он никому не нужен: Россия и Украина, несмотря на явное охлаждение во взаимоотношениях, остаются ближайшими соседями. А худой мир, как известно, лучше доброй ссоры.
Поэтому на днях глава МВД Украины Юрий Луценко выступил против предоставления Березовскому въездной визы, заметив, что "по этому поводу должно быть принято политическое решение". Политическое решение, судя по всему, откладывается. Но, как уже говорилось, это не принципиально. Примечательно, что стилистика очередного демарша Березовского радикально отличается от его недавнего броска в столицу недружественной по отношению к России Латвии. Там Борис Абрамович случился совершенно неожиданно – по крайней мере, для широкой публики. И только из возмущенной ноты российского МИДа стало ясно, что вот как раз в России о намерениях беглого олигарха хорошо знали и даже не поленились напомнить латвийским коллегам, что российские прокуроры будут страшно рады получить в свое распоряжение этого самого олигарха. Как и следовало ожидать, в Латвии на это никак не отреагировали, а официальные представители этого государства еще и имели нахальство заявить – мол, Борис Березовский к нам не приезжал, а про Платона Еленина вы не спрашивали.
Таким образом, не упуская случая показать, фигурально выражаясь, кукиш российским властям, Березовский очень грамотно выбирает стратегию. Визит на Украину, если он все-таки случится, будет третьим по счету в границах ближнего к нам зарубежья с того момента, как Березовского признали политическим беженцем. С выданным ему в Великобритании паспортом на имя Платона Еленина он уже побывал в Грузии и в Латвии. Что касается Украины, то история взаимоотношений экс-олигарха с этой страной довольно запутанна. Стоит вспомнить загадочное исчезновение кандидата в президенты "от Березовского" образца 2004 г. Ивана Рыбкина. Который, как известно, неожиданно нашелся в Киеве. То ли его похищали, то ли просто имело место дружеское общение с близким знакомым горе-кандидата – депутатом Верховной рады и активным членом (тогдашней) украинской оппозиции Давидом Жвания – до сих пор точно не известно. Однако то, что перед сокрушительным украинским конфузом Рыбкин регулярно мотался на консультации в Лондон – не секрет.
Степень участия Березовского в финансировании президентской кампании Ющенко обсуждали в основном российские СМИ. На Украине вообще к Борису Абрамовичу относятся намного спокойнее. Сам бывший олигарх опроверг сообщения о том, что во время "оранжевой революции" являлся советником Юлии Тимошенко. "Я не был и не собираюсь становиться советником премьер-министра Украины", – сказал Березовский. Однако серьезность намерений переехать на Украину он подтверждает регулярно: "Там сменился политический режим, поэтому я очень серьезно рассматриваю эту возможность", – пояснил он на пресс-конференции в Риге. Напомним, что ранее Березовский уже неоднократно заявлял, что "хочет жить поближе к Москве", раз уж не дают вернуться в Россию.
Впрочем, причину резкой активизации лондонского беженца в околороссийском пространстве можно сопоставить с еще одной примечательной тенденцией: в самой России сразу у нескольких политиков внезапно обострились президентские амбиции. Экс-премьер Касьянов, экс-спикер Госдумы Селезнев, экс- (теперь уже) шахматист Каспаров. А между тем, до выборов еще 3 года, и вообще не ясно, будут ли у нас следующие президентские выборы. Вероятно, потому и заторопились политики сделать заявления о намерениях: глядишь, потом уже поздно будет. Для сравнения, в 2004 г. в президенты всерьез не хотел никто. Ну, если не брать в расчет Ивана Рыбкина.
Нынешняя активность экс-олигаха, разумеется, вовсе не означает, что ему лично уже удалось чьи-то амбиции подогреть. Просто, похоже, бывший "делатель президентов" неким чутьем уловил: очередной драматический акт передачи власти в России начинается уже сейчас. И ему тоже хочется поучаствовать.