|
Проблема дефицита бюджета действительно на сегодняшний день является одной из наиболее серьезных и явных угроз американской экономике. Так, в минувшем финансовом году бюджетный дефицит США достиг рекордной цифры в $413 миллиардов. Не менее впечатляющим видится и дефицит в области внешней торговли. По последним данным американского Минторга, за январь (более поздние данные еще не выходили) дефицит внешней торговли по товарам и услугам вырос на 4,5% – до $58,27 млрд с $55,74 млрд в декабре. Размер январского дефицита лишь немного не дотянул до исторического максимума в $59,42 млрд, зафиксированного в ноябре 2004 года. Это означает, что Америка по-прежнему продолжает потреблять больше, чем реально производить, и выходить из этой ситуации ей будет все сложнее.
Однако беда, как известно, не приходит одна, и проблема дефицитов в США постепенно начинает переплетаться с другой, еще более глобальной проблемой. Как заявил после появления данных опроса Национальной ассоциации предпринимательской экономики главный экономист Standard&Poor's в Нью-Йорке Дэвид Уисс: "В более отделенной перспективе главной трудностью, с которой предстоит столкнуться американской экономике, являются расходы, связанные со старением населения. Однако ассоциация сомневается в том, что Конгресс США примет законопроект о реформе социального обеспечения". Проблема состоит в том, что растущее с каждым годом количество пенсионеров потребует от и без того дефицитного бюджета все новых и новых расходов социального плана.
О том, насколько глубока данная проблема и сколь значительные риски несет она экономике и американскому государству, заявил в ходе своего доклада в бюджетном комитете Палаты представителей американского Конгресса глава Федеральной резервной системы Алан Гринспен. "Поскольку бэби-бумеры еще по-настоящему не начали выходить на пенсию, мы находимся в демографическом затишье. Но это состояние относительной стабильности скоро закончится, – пообещал прославленный финансовый гуру. – Уже через 3 года, в 2008 г., передовой край поколения бэби-бумеров достигнет 62 лет, самого раннего возраста, когда можно начинать получать пенсионное пособие, и того возраста, когда примерно половина имеющих соответствующее право делает это в последние годы. Еще через 3 года, в 2011 г., самые старые бэби-бумеры достигнут возраста 65 лет и получат, таким образом, право на медицинское обеспечение по программе Medicare (бесплатная медицинская помощь). В настоящее время 3,75 работающих американца финансируют пенсионное пособие 1 получателя по системе социального обеспечения. Согласно оценкам попечителей фонда социального обеспечения, к 2030 г. количество получателей пенсионных пособий примерно удвоится, и соотношение числа работников, вносящих вклад в пенсионную программу, к числу получателей уменьшится примерно до двух. Давление на бюджет, связанное с этой драматической демографической переменой, будет усилено давлением, которое будет проистекать из ожидаемого резкого роста расходов на каждого получателя по программе Medicare".
В условиях сохранения нынешней ситуации в бюджетной сфере единственное решение проблемы состоит в увеличении производительности труда. Учитывая тот факт, что уже сейчас в США она находится на весьма высоком уровне (возможно, близком к предельному), дальнейшие перспективы ее роста выглядят неопределенно. По меньшей мере, даже американские финансовые гуру верят в такое с трудом. "Я подозреваю – говорит Алан Гринспен, – что, если только мы не достигнем беспрецедентного роста производительности, нам придется произвести значительные структурные корректировки в национальных программах по пенсионному обеспечению и медицинскому обслуживанию".
Сложно сказать, сколь сильно должны будут в этом случае пострадать социальные программы и окажутся ли в результате такой "корректировки" американские пенсионеры в положении своих российских собратьев. Можно лишь предположить, что, учитывая сегодняшние объемы госрасходов и бюджетного дефицита, многим пенсионерам следующих лет придется отказаться от ежегодных путешествий и других радостей жизни.