Хозяйство Лукашенко может развалиться

Читать в полной версии →
Перестройка российско-белорусских торговых отношений по стандартам ВТО поставит под угрозу многочисленные преференции, которыми активно пользуется белорусская сторона




На недавней встрече в Сочи президенты России и Белоруссии договорились, в частности, о том, что вступление обеих стран в ВТО "не должно негативно отразиться на сотрудничестве хозяйствующих субъектов двух стран". Комментируя эту договоренность, представитель российского правительства заявил, что РФ и Белоруссия не брали на себя "никаких обязательств, которые противоречили бы правилам и обязательствам вступления во Всемирную торговую организацию". Вот те раз! – так и хочется воскликнуть. Ведь если бы это полностью соответствовало истинному положению, то означало бы, что т.н. Союзное государство – не более чем мираж, фикция. С некоторой точки зрения, оно, конечно, и в самом деле фикция. Однако, по крайней мере, общее таможенное пространство – вещь вполне реальная, и как быть с этим?

На Россию приходится порядка 60% внешней торговли Белоруссии; в 2004 г. двусторонний оборот вырос примерно на 40% и достиг $17,5 миллиардов. Перестройка наших торговых отношений по стандартам ВТО может обернуться неприятными сюрпризами, прежде всего для Минска. Под угрозой оказываются многочисленные преференции, которыми активно пользуется белорусская сторона. Это не только льготные цены на газ, но и свободный доступ на рынок РФ (притом что российские экспортеры сталкиваются на белорусском рынке с всевозможными нетарифными ограничениями). В принципе, правила ВТО допускают торговые преференции, но только для членов этой организации. Если Россия и Белоруссия вступят в ВТО одновременно, они могут сохранить общую таможенную зону. Впрочем, и в этом случае не исключены осложнения, так как присоединение к ВТО не только в определенной степени "размоет" эксклюзивные преференции, но и будет стимулировать постепенный отказ от поблажек экономически не очень сильному партнеру в пользу равных условий конкуренции в импорте, а также переориентацию собственного экспорта на более доходные рынки. По мнению многих экспертов, резкое сокращение взаимного товарооборота – в первую очередь, белорусского экспорта в РФ – так или иначе неизбежно.

В случае же, если Белоруссии не удастся вступить в ВТО одновременно с Россией и, соответственно, сохранение общего таможенного пространства и торговых преференций окажется невозможным, белорусской экономике грозит настоящий коллапс. Белорусская продукция в значительной мере будет вытеснена с российского рынка. Могут прекратить существование целые отрасли промышленности и чуть ли не весь агропромышленный комплекс республики.

В условиях, когда переговоры о вступлении в ВТО России и Украины (второго по значимости торгового партнера Белоруссии) вышли на финишную прямую и эти страны могут быть приняты в организацию уже в декабре нынешнего года, Минск явно нервничает и торопится. Однако переговорный процесс, несмотря на предпринимаемые усилия, продвигается с трудом. Перед Белоруссией маячит перспектива оказаться единственной страной региона, не состоящей в ВТО, – со всеми вытекающими последствиями.

Заявку на присоединение к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), на базе которого была затем образована ВТО, Минск подал еще в 1993 году. Тогда же была сформирована Рабочая группа по присоединению Белоруссии, однако ее первое заседание состоялось лишь 4 года спустя. С 2001 г. переговоры идут одновременно в трех форматах: многостороннем (заседания Рабочей группы), двустороннем (переговоры с делегациями стран-членов ВТО по условиям доступа на белорусский рынок), а также в формате специального заседания ВТО по вопросам государственной поддержки сельского хозяйства в Белоруссии. Результатом этого процесса должен стать доклад Рабочей группы, который полностью определит обязательства Белоруссии как будущего члена организации. На 5-м заседании Рабочей группы в январе прошлого года было принято решение составить т.н. Сводный отчет (фактически проект итогового доклада), фиксирующий предварительные условия вступления Белоруссии в ВТО, в первую очередь, необходимые изменения в национальном законодательстве. Однако, вопреки ожиданиям, к 6-му заседанию, состоявшемуся 30 сентября 2004 г., этот документ еще не был подготовлен.

В середине марта текущего года белорусская делегация провела в Женеве очередной раунд двусторонних переговоров, а 7-е заседание Рабочей группы запланировано ориентировочно на вторую половину мая. Если к тому моменту Сводный отчет будет, наконец, доработан, это позволит определить шаги, необходимые для перевода переговорного процесса в завершающую стадию. Однако сама эта стадия, включающая не только подготовку доклада Рабочей группы, но и подписание двусторонних договоров с заинтересованными странами-членами ВТО, а также технические процедуры, может растянуться года на два. Да и то при благоприятном раскладе. Нельзя не отметить в этой связи, что шлагбаум на пути в ВТО может быть опущен перед Белоруссией и по сугубо политическим причинам.

Если Москва на том же пути не споткнется об американский барьер, то Минск ее уже не догонит. Между тем Лукашенко по-прежнему рассчитывает въехать в ВТО вместе с Россией и как бы на ее буксире. Кстати, решение "вступать в ВТО одновременно с Россией" было принято и на последнем заседании Совета глав правительств ЕврАзЭС в Астане в марте с.г. Правда, как это решение может быть выполнено, не очень понятно. Что же касается буксира для Минска, то согласно разъяснениям МИД республики, еще в январе 2003 г., в ходе 4-го заседания Рабочей группы, белорусская делегация достигла договоренности с руководством Всемирной торговой организации "о синхронизации присоединения к ВТО Республики Беларусь и Российской Федерации с акцентом на равные обязательства двух стран в таможенно-тарифной области"; кроме того, на двусторонних переговорах тоже "достигнуто понимание партнеров" по данному вопросу.

Конечно, отсутствие необходимости торговаться по ставкам импортных пошлин несколько упрощает переговорный процесс. Но проблема доступа на рынок отнюдь не сводится к таможенным барьерам, и сами белорусы, как уже отмечалось, вовсю используют нетарифные протекционистские рогатки. Кроме того, существует немало других вопросов, требующих решения в соответствии со стандартами ВТО, – например, бюджетные дотации предприятиям и субсидирование экспорта. Вся экономическая жизнь в Белоруссии идет вразрез с этими стандартами: преобладает госсобственность, экономическая активность жестко регламентируется бюрократией, частная собственность, в том числе иностранные инвестиции, вообще никак не защищена. Кстати, если даже Белоруссии удастся попасть в ВТО в качестве "российского прицепа", то, очевидно, все равно без статуса страны с рыночной экономикой.

Вступление в ВТО предполагает известную либерализацию экономики и отказ от протекционистской политики, к чему режим Лукашенко совершенно не готов и собирается обойтись как-нибудь без этого. Вряд ли, однако, такое получится. Белорусские власти в одно и то же время заявляют и о своем стремлении как можно быстрее завершить процесс присоединения к ВТО, и о том, что готовы вести переговоры бесконечно долго – до тех пор, пока партнеры не перестанут выдвигать "дискриминационные" требования. На самом деле – куда ни кинь, всюду клин: не сойдя с занятых позиций, а значит, оставшись вне ВТО, можно получить облом на внешнем рынке, а согласившись на "дискриминацию", – на внутреннем. Если что и оказывается фикцией, так это белорусское "экономическое чудо", лишенное российских преференций и скрытых субсидий.

Сергей ЭДУАРДОВ |
Выбор читателей