|
Самая простая аналогия для искривленного пространства-времени - это лист бумаги, согнутый пополам. Моделью тоннеля послужит иголка, протыкающая бумагу где-нибудь в середине. Через образовавшуюся дыру можно попасть на другую половинку листа, не совершая долгого путешествия по его поверхности. До сих пор в научном мире, да и не только в нем, считалось, что таким же образом будет работать и машина, на которой человек отправится покорять Вселенную. Но не все так просто.
Во-первых, эти тоннели будут заполнены неизвестным доселе видом материи. Это "экзотическое" вещество, как его называют ученые, не притягивается гравитационным полем, а отталкивается и, по-видимому, имеет отрицательную энергию. Ученые из университета штата Орегон попытались выяснить, как эта материя поведет себя, если через нее проложить пресловутый тоннель.
Насколько экзотическая материя будет подчиняться законам классической механики, неизвестно, поэтому физики рассмотрели два случая: "почти классический" и чисто квантовый. Но оба варианта оказались не очень-то пригодными для путешествий: "классический" тоннель, как показывают расчеты, нестабилен и может развалиться раньше, чем машина времени успеет через него пройти. К такому же результату приведет малейший толчок аппарата.
Второй вид тоннелей, будучи квантовым, "плавает" в пространстве-времени - то есть нельзя гарантировать, что выход из трубы не окажется в метровой бетонной стене или на дне моря. То же самое в отношении времени: человек может выйти из тоннеля на год-другой раньше или позже, чем нужно.
"Мы не утверждаем, что построить тоннель невозможно, - говорит соавтор исследования доктор Стивен Хсу. - Но те, которые хочется построить, - предсказуемые, позволяющие сказать, что мистер Спок прибудет в Нью-Йорк сегодня в два часа дня, - такие, похоже, будут распадаться".
Другое исследование, выполненное английским ученым Крисом Фьюстером, показывает, что создать пространственно-временной коридор почти невозможно технически. Согласно подсчетам Фьюстера, чтобы запихнуть в дыру хотя бы протон, геометрия ее стенок должна выдерживаться с точностью 1030, а для человеческого тела эта величина составляет 1060. "Честно говоря, на такое не способен ни один инженер", - говорит ученый.