Фото: newizv.ru |
Чаще всего за наградами выходил Павел Лунгин – упитанный, добродушный и, кажется, крайне довольный жизнью кинематографист, который славен минимум двумя вещами: умением счастливо дремать прямо во время съемок и фильмом "Свадьба", награжденным в Каннах за режиссуру. Теперь он – впервые, за трагикомедию "Бедные родственники" – взял главный приз кинофестиваля российского. Кроме него в этот вечер Лунгин унес целую охапку трофеев: за лучший сценарий (он достанется Геннадию Островскому), полприза за мужскую роль для Константина Хабенского (вторую половину присудили Никите Михалкову – князю Пожарскому в "Статском советнике"; любопытно, как актеры собираются делить статуэтку). Чтобы представить, насколько большой кусок от общего фестивального пирога отхватил Лунгин, надо знать, что всего номинаций было 11, и это включая конкурс короткометражных фильмов и специальный приз губернатора Кубани – чек на неназванную сумму (он, кстати, тоже попал к Лунгину).
Каждый раз, когда режиссер Лунгин подходил к микрофону с очередным "спасибо", в зале хлопали, а пару раз кричали с мест "браво!". Сам Лунгин был весел (еще бы!), но совершенно не удивлен – "Бедные родственники" считались главным фаворитом "Кинотавра". Чтобы сохранить интригу, картину эту показали почти под занавес фестиваля, при полном аншлаге и с неожиданно строгим контролем посещаемости. Билетерша, к примеру, с боем выпускала с сеанса даже снявшего "Брата" Алексея Балабанова, а уж людей калибром помельче (вроде автора этой заметки) так просто отфутболивала: "Смотри давай, чертенок!".
"Бедные родственники" оказались чуть печальной комедией об аферисте, который свез в маленький украинский городок зажиточных иностранных евреев и устроил им свидание с подставными, нанятыми за считанные доллары, якобы потерянными в войну родственниками. Чтобы описать темперамент ленты, проще всего вспомнить режиссерскую манеру Эмира Кустурицы: буйные персонажи, добрый смех в зале и проч. Как принято считать за границей, Лунгин специализируется на путевых заметках о жизни русской глубинки – так вот, в "Бедных родственниках" он гнет знакомую линию, подбирая максимально колоритные лица. Довольно сказать, что Сергей Гармаш сыграл здесь сильно пьющего работягу, выдающего перлы вроде "есть евреи, а есть жиды!" (героя своего Гармаш назвал "символом дружбы между еврейским и украинским народами").
Картина Лунгина – не из тех, что оставляют рубцы на сердце, и даже не самый сильный фильм в конкурсе (наиболее громким и складным аккордом фестиваля стали "Первые на Луне" – "Yтро" писало о них неделю назад; лента получила приз за лучший дебют). Но "Бедные родственники" кажутся очень разумным компромиссом. Дело в том, что "Кинотавр" находится на изломе: фестиваль спешно переориентируется и, по словам нынешнего попечителя, Александра Роднянского "должен стать прежде всего инструментом для продвижения картин" – то есть бизнес-рычагом. Так что отдать главный приз уже почти коммерческому, но еще нестыдному режиссеру Лунгину – это такая сделка с совестью: в следующем году можно смело награждать и блокба$теры вроде "Боя с тенью", "Статского советника" или "Турецкого гамбита".
Но вашему автору из всего фестиваля запомнится совсем другое. За пару дней до закрытия я сошелся в пресс-центре с репортером из дружественной европейской страны. Он сидел передо мной, этот веселый седой поляк, сидел и рассказывал правду о российском кино. Журналист, киновед, отборщик локальных кинопоказов, он знал русский язык так, как не знают его многие местные жители, он был частым гостем в нашей стране, и в тот день он писал о небывалом подъеме, какой переживает сейчас российский кинематограф. Я спросил – а есть ли о чем писать? Ну, в том смысле, что – да, в минувшем году кино в России стало вдруг приносить огромные деньги. Да, было снято почти 200 фильмов за год. Да, на нашем поле мы уже бьем Голливуд, да, да, да... Но само кино как-то выросло?
И веселый седой поляк беззлобно в ответ рассмеялся: "В общем-то, нет. Денег у вас стало много, а вот кино в массе своей – г...".
Потом он, разумеется, объяснил, что с его точки зрения плохо. Что режиссеры сидят по квартирам, высасывают истории из пальца и "не видят настоящую жизнь". Что все в прошлом году как-то сразу переключились на деньги. И что это в любом случае лучше, чем ситуация в Польше, где за тот же 2004 год было произведено менее 10 лент.
Я не ответил ему ни слова. Ведь я был на одном с ним кинофестивале и смотрел одни с ним картины – добрую половину которых мгновенно забыл.
И возразить мне, в общем-то, было нечего.
Призеры XVI открытого фестиваля "Кинотавр":
Главный приз – фильм "Бедные родственники", режиссер Павел Лунгин
Специальный приз жюри (с формулировкой "режиссеру, а не фильму") – Илья Хржановский, "4"
Приз за лучший дебют – "Первые на Луне", режиссер Алексей Федорченко
Приз за лучшую женскую роль – не присужден
Приз за лучшую мужскую роль – Константин Хабенский, "Бедные родственники", и Никита Михалков, "Статский советник"; специальное упоминание и диплом жюри: Дмитрий Дюжев за роль в фильме "Жмурки"
Приз им. Григория Горина за лучший сценарий – Геннадий Островский, "Бедные родственники"
Приз им. Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму – Андрей Сигле, "Удаленный доступ"
Приз "Кинотавр. Короткий метр" – "Двое", режиссер Эдуард Парри
Приз Гильдии кинопродюсеров России "За лучший продюсерский проект" – Светлана Бухаева за фильм "Куктау"
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России – "Первые на Луне", режиссер Алексей Федорченко
Приз губернатора Кубани – Павел Лунгин за фильм "Бедные родственники"