Российскую экономику толкают к самоуничтожению

Читать в полной версии →
Президенту и правительству пытаются помешать строить в России капитализм с государственно-чиновничьим лицом. Эксперты предупреждают, что такое строительство может закончиться крахом для всей страны




Пошедшая неделя выдалась на редкость богатой на громкие события экономического плана.

"Сделка века" по поглощению "Сибнефти" "Газпромом", о которой так много говорилось в последнее время в экономических и политических кругах, наконец-то состоялась. В целом аналитики оценили ее достаточно благоприятно. В том числе и благодаря тому, что в случае с "Сибнефтью" не имела места "конфискационная" практика, знакомая инвесторам на примере "Юганскнефтегаза": за отчуждаемый актив владельцам "Сибнефти" была выплачена его реальная стоимость. Возможно, это заставило многих поверить, что "дело "ЮКОСа" являлось частным случаем и никогда больше не повторится.

Закрепить эту уверенность должна была прошедшая буквально сразу после сделки ежегодная конференция, организованная компанией Brunswick UBS. В среду премьер Михаил Фрадков, министр финансов Алексей Кудрин и глава Экспертного управления президента Аркадий Дворкович старательно убеждали ее участников в том, что инвестиции в российскую экономику фантастически выгодны и абсолютно безопасны. Но создаваемую идиллическую картину привычно испортил советник президента по экономике Андрей Илларионов. Он в очередной раз высказал негативное отношение к реализуемой сегодня идее по строительству госкапитализма, базирующегося на консолидации в руках государства сырьевых запасов. По мнению Илларионова, в случае сосредоточения в руках государства всех сырьевых ресурсов россияне рискуют превратиться в нацию бездельников, которым сподручнее не работать, а жить на подаваемые от государственного "пирога" крохи в виде пособий и субсидий.

Надо заметить, что подобная точка зрения не нова. Все большее количество аналитиков указывают на то, что политика концентрации сырьевых ресурсов в руках госчиновников ведет к превращению страны в нефтяной эмират, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако в выступлении Илларионова просматривались не столько ближневосточные, сколько латиноамериканские аналогии: Россия скатывается к "венесуэльской болезни", при которой нефтегазовая отрасль фактически подменяет собой всю экономику страны. По словам президентского советника, "у государства возникает соблазн воспользоваться нефтяными ресурсами, в лучшем случае – купить, а порой просто национализировать или передать в руки чиновников, приближенных к верховной власти", так же, как это было в 50-е гг. в Венесуэле.

Андрей Илларионов оказался не единственным "изобличителем" недели. Еще одним ударом по проводимой в стране экономической политике стало так называемое "письмо одиннадцати". Свою обеспокоенность будущим российской экономики выразили 11 ведущих аналитиков инвестиционных банков страны, написавшие письмо Фрадкову. В числе подписантов такие известные в финансовом мире эксперты, как главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков, замначальника аналитического управления "Ренессанс Капитала" Алексей Моисеев, исполнительный директор Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков Иван Осколков, главный стратег инвестиционного банка "Траст" Николай Подгузов, начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов, заместитель гендиректора ММВБ Валерий Петров, главный экономист Объединенной финансовой группы (ОФГ) Ярослав Лиссоволик, главный экономист "Альфа-банка" Наталья Орлова, главный экономист "Ренессанс Капитала" Владимир Пантюшин, главный экономист "УралСиба" Владимир Тихомиров, старший экономист "Атона" Питер Уэстин.

Обеспокоенность экспертов вызвала политика, связанная с существенным наращиванием госрасходов на фоне полного отсутствия качественных изменений в экономике. Последствиями подобных действий могут стать экономические потрясения, сопоставимые по масштабам с событиями 98-го года.

Авторы письма предлагают правительству свою помощь в выборе приоритетных направлений развития страны и в определении оптимальных путей движения в этих направлениях. "Мы поддерживаем намерение президента и правительства повысить благосостояние россиян, но считаем, что эта задача вряд ли может быть решена средствами одной лишь бюджетной политики", – говорится в послании. Для решения экономических проблем необходимо создание новых рабочих мест в частном секторе, тогда как простое повышение зарплат государственных служащих ведет к росту инфляции и замкнутому кругу: инфляция – повышение зарплат – новая инфляция.

Предостережения авторов "письма 11-ти" совершенно обоснованны, хотя и не новы – об этом говорили, и не раз, многие эксперты. Уникальность ситуации не в этом. До последнего времени экспертное сообщество старалось оставаться в стороне от государственной экономической политики. И вот теперь 11 авторитетных в деловых кругах людей открыто выразили несогласие с "генеральной линией", фактически заявив о том, что король-то голый; их авторитета будет достаточно для того, чтобы высказанные ими идеи овладели умами значительной части бизнес-сообщества.

Неким подобием адекватного ответа правительства на письмо стало заявление Директора департамента Минэкономразвития Андрея Клепача. Озабоченность экспертов обоснованна, согласился чиновник, хотя, по его мнению, они "видят проблему не там". Авторы письма, считает Клепач, фактически требуют сократить госинвестиции, хотя в нашей стране они не заменяют частные, например, при строительстве инфраструктуры. Однако центральным моментом "письма 11-ти" является не столько недопустимость госинвестиций, сколько предостережение от вбрасывания в оборот необеспеченных нефтяных денег в виде повышений зарплат госслужащим и социальных пособий. К тому же в письме не содержится требований к сокращению государственных инвестиций, а лишь указывается на опасность чрезмерного увеличения госрасходов.

Саид ХАЛМУРЗОЕВ |
Выбор читателей