Лукашенко в осаде

Читать в полной версии →
Белорусская оппозиция объявила о том, что не собирается сдаваться и приступает к осаде режима. Ядром сопротивления станут политические партии и неправительственные организации


ФОТО: AP



Белорусская оппозиция объявила о новой стратегии борьбы с властью. "Мы не имеем права витать в облаках романтических мечтаний о быстром и внезапном приходе свободы. Но мы также не имеем права впасть в мрачный пессимизм, мол, "все пропало", смириться и опустить руки. Мы не отступаем, а переходим к осаде режима", – говорится в распространенном вчера обращении лидера оппозиции Александра Милинкевича. От этапа "прекрасного романтического порыва мужественного меньшинства" оппозиция намерена перейти "к каждодневной просветительской и информационной работе десятков тысяч волонтеров свободы". Ядром сопротивления станут политические партии и неправительственные организации.

Идея сосредоточиться на просветительской деятельности вполне разумна – особенно если учесть, что кроме этого белорусским оппозиционерам больше ничего не остается. Судебных перспектив у проигравшей стороны нет: в возбуждении дела по жалобам бывших кандидатов в президенты Александра Милинкевича и Александра Козулина Верховный суд Белоруссии вчера отказал. (Напомним, Милинкевич и Козулин пытались обжаловать в суде отказ ЦИК в признании президентских выборов недействительными). Как сообщили РИА "Новости" в суде, "в заявлениях бывших кандидатов в президенты отсутствуют основания для возбуждения дела, которые предусмотрены избирательным кодексом Белоруссии". В штабах бывших кандидатов в президенты, в то же время, утверждают, что все содержащиеся документы в жалобе изложены в полном соответствии с законом и являются серьезным основанием для признания выборов президента Белоруссии недействительными.

Объясняя суть новой стратегии, Милинкевич вчера заявил о том, что мирные акции протеста – это только незначительная ее часть, и назвал три основополагающих направления: свободные выборы, свободное слово, свободное образование. "Мы будем вести сбор подписей по изменению Избирательного кодекса, отзывать депутатов Палаты представителей и местных Советов. Все наши шаги будут направлены на создание в Белоруссии условий для проведения свободных и открытых выборов", – говорится в заявлении. Кроме того, планируется создание за пределами страны независимого телевидения и радио, которые будут делаться белорусами, говорить о белорусах и вещать на Белоруссию. "Мы поддержим негосударственную прессу, которая, наперекор стремлениям режима, продолжает нести в народ слово правды. Мы максимально поддержим каждую гражданскую инициативу по изданию бюллетеней, листовок, локальных газет. Мы расширим зону свободного Интернет-пространства", – пообещал лидер оппозиции. Также планируется организация в стране "народных университетов". Кроме того, оппозиция намерена создать возможность для белорусов обучаться в лучших университетах Европы и стажироваться в лучших европейских организациях и предприятиях.

Над "пирровой победой" Лукашенко смеется разумная Белоруссия, убеждены оппозиционеры. "Он провел свои "выборы". При подготовке к ним его инквизиторы разгромили негосударственную прессу, ликвидировали сотни неправительственных организаций, партий, запретили независимые социологические исследования, – говорится в обращении Милинкевича. – Он назначил себя еще на один срок с помощью насилия и лжи. Его влияние на общество неумолимо падает. Он это понимает, но цепляется за власть".

Основное же достижение оппозиции, по оценкам ее лидера, заключается в объединении сторонников перемен, которые преодолели страх и готовы бороться за достоинство Белоруссии и ее народа. "Но мы должны осознавать, что победим только тогда, когда на улицы Минска выйдут не десятки, а сотни тысяч людей. Диктатура никогда не отдает власть на выборах, она проигрывает только силе народа", – констатировал Александр Милинкевич.

С последним утверждением не поспоришь: действительно, если бы акции протеста по итогам прошедших в Белоруссии президентских выборов привлекли на порядок больше сторонников, и у белорусской элиты, и у силовиков появился бы повод задуматься над положением вещей. В результате события могли бы развиваться совершенно по иному сценарию – именно на это и рассчитывала оппозиция, начавшая в ночь на 20 марта акцию протеста.

Проигравшая сторона надеется на то, что в ближайшее время число ее сторонников резко возрастет, однако не вполне понятно, с чем связаны подобные ожидания. По мнению аналитиков, наибольший риск в случае проигрыша на выборах заключался для лидеров оппозиции не столько в санкциях со стороны власти (хотя и за этим дело не стало: один из кандидатов в президенты, Александр Козулин, обвиняется по статьям "хулиганство" и "организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти" и ждет суда в СИЗО "Жодино"), сколько в неминуемом расколе. И действительно, раскол произошел. Так, еще во время протестных акций два главных предводителя белорусских диссидентов – Милинкевич и Козулин – обменялись серией взаимных упреков, в свете которых их дальнейшее сотрудничество (не говоря уж об "объединении") представляется несколько проблематичным. В частности, Милинкевич возложил на Козулина ответственность за последствия разгона сторонников оппозиции в Минске, когда последний призвал людей пойти к спецприемнику-распределителю "Окрестино". "Я осуждаю провокаторов, которые повели людей к тюрьме. Эти провокации непростительны, это преступление со стороны людей, которые называют себя оппозицией", – заявил Милинкевич в эфире радиостанции "Эхо Москвы" и сообщил, что ранее прозвучавшее в адрес Козулина предложение о коалиции аннулируется. Ответ со стороны "козулинцев" не заставил себя долго ждать. "Заявление Милинкевича, который фактически обвинил Козулина в столкновении с властями – это ложь и провокация. Козулин всегда остается противником насилия. Есть сотни свидетелей, которые подтвердят, что это была мирная акция. Большинство задержанных – сторонники Милинкевича, и они пошли за Козулиным, у них открылись глаза. Может быть Милинкевич – проект власти? Сейчас мы имеем все основания задуматься об этом", – заявила пресс-служба Козулина.

По сути, сейчас белорусские оппозиционеры пошли по сценарию, который больше всего пугает их российских коллег (но уже применительно к России). Понятно, что даже в случае объединения всем противникам Батьки пришлось бы сильно постараться для того, чтобы переманить на свою сторону население страны. Однако в случае, если оппозиция раскалывается и начинает действовать "двумя колоннами", ни о каких массовых симпатиях со стороны избирателей речь идти не может в принципе. Правда, существует вероятность того, что Милинкевич окажется единственным борцом за свободу – в случае, если его конкурент окажется за решеткой. Статьи, инкриминируемые Козулину, предусматривают наказание сроком до 6 лет.

Другое дело, что Запад по-прежнему готов оказывать максимальное содействие лидеру белорусской оппозиции. Канцлер председательствующей в Евросоюзе Австрии Вольфганг Шюссель призвал страны-члены этой организации оказать белорусской оппозиции и, в частности, Милинкевичу необходимую политическую и финансовую поддержку. Кроме того, вчера госсекретарь Австрии Ханс Винклер, выступая в Страсбурге на слушаниях, посвященных ситуации в Белоруссии, сообщил о том, что готовится решение по запрету въезда в ЕС для целого ряда белорусских чиновников, включая президента. Окончательно "черный список" будет утвержден главами МИД на встрече 10 апреля в Люксембурге. "Совет ЕС изучит и другие меры", – сказал госсекретарь Австрии, не пояснив, что именно имеется в виду. Но эти меры, по его словам, "не должны ударить по населению Белоруссии". Он также сообщил о готовности целого ряда стран ЕС выделить стипендии для представителей белорусской молодежи с тем, чтобы они могли получить образование и увидеть преимущества демократических обществ в странах Европы. По версии дипломатических источников, Евросоюзом рассматривается также возможность замораживания белорусских авуаров за рубежом.

Что до НАТО – там пока не приняли решения по поводу того, какие меры могут быть применены этим военно-политическим блоком в отношении властей Белоруссии. Однако оценку миссии международных наблюдателей ОБСЕ о том, что выборы президента в Белоруссии не соответствовали международным демократическим стандартам, НАТО полностью разделяет.

Юлия КОШКИНА |
Выбор читателей