|
Помимо структурных отличий новые фонды получат расширенный источник доходов. Если сейчас в государственную кубышку поступает только налог на добычу природных ископаемых и экспортные пошлины на нефть, то с будущего года к ним добавятся доходы от экспорта газа и нефтепродуктов.
Впрочем, текущий бюджет, по крайней мере на первых порах, также не останется без энергетической подпитки. В новой сберегательной концепции государства появится еще одно понятие - "нефтегазовый трансферт", который, собственно, и будет направляться на текущие расходы бюджета. Однако следует отметить, что и резервный фонд, и нефтегазовый трансферт жестко привязываются к ВВП. Нормативная величина резервного фонда, в соответствии с одобренной поправкой, устанавливается на уровне 10% от ВВП, прогнозируемого на соответствующий год. А нефтегазовый трансферт не может превышать 3,7% ВВП. Все, что получит преобразованная государственная копилка сверх этого, направляется в фонд будущих поколений.
Управление средствами Нефтегазового фонда будет осуществляться Минфином, отдельные полномочия по управлению средствами указанных фондов могут быть переданы Банку России и специализированным финансовым организациям на основании договоров, заключаемых с Минфином. Порядок заключения таких договоров должен быть установлен правительством. Средства резервного фонда, согласно поправке, могут размещаться в иностранную валюту, в долговые обязательства иностранных государств и международных финансовых организаций, а также на депозиты в иностранных банках и кредитных организациях. К слову, средства аналогичного фонда Норвегии (один из основных примеров для подражания для российских чиновников-экономистов), во избежание укрепления кроны и перегрева экономики, вкладываются только на международных рынках - в облигации с фиксированным доходом (60%) и в акции крупнейших западных предприятий (40%).
Еще один важный момент - введение в Бюджетный кодекс определения "не нефтегазовый дефицит" федерального бюджета. Он представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета (без учета нефтегазовых поступлений) и общим объемом его расходов в соответствующем финансовом году. Не нефтегазовый дефицит не может превышать 4,7% объема ВВП, прогнозируемого в соответствующем финансовом году. Примечательно, что в редакции законопроекта, принятой в первом чтении, устанавливалось предельное значение дефицита федерального бюджета - не более 2% ВВП.
Напомним, концепцию разделения существующего Стабфонда летом 2006 г. предложил министр финансов РФ Алексей Кудрин, и уже к концу прошлого года она приобрела реальные очертания. Предполагаемое создание Нефтегазового фонда вместо Стабилизационного - тот редкий случай, когда большинство экспертов приветствуют инициативу правительства. Ведь ни для кого не секрет, что современная Россия имеет заметные признаки "голландской болезни". По мнению специалистов, предложенный механизм сделал бы российскую бюджетную систему более стабильной и предсказуемой, обеспечив долгосрочные условия для роста экономики, основанного не только на энергетических запасах, которые рано или поздно все-таки исчерпаются. Кроме того, государству пора учиться работать в рамках жестких бюджетных ограничений.
Вместе с тем, по мнению некоторых экспертов, часть нефтегазовых денег можно было бы пустить и на финансирование внутренних нужд, например, инфраструктурных проектов или таких наукоемких отраслей, как авиационная или космическая промышленность.