Тбилиси подводит "человеческий фактор"

Читать в полной версии →
Об обострении в зоне грузино-абхазского конфликта, внутренней ситуации в Грузии и отношениях Москвы и Тбилиси "Yтро" беседует с военным экспертом Алексеем Ващенко




Об обострении в зоне грузино-абхазского конфликта, внутренней ситуации в Грузии и отношениях Москвы и Тбилиси "Yтро" беседует с военным экспертом Алексеем Ващенко.

"Yтро": Грузия отрицала полеты своих БПЛА над Абхазией, а потом заявила, что ее беспилотник сбили ВВС России. Что произошло на самом деле?

Алексей Ващенко: Это уже второй беспилотный летательный аппарат за последний год, сбитый над Абхазией. В обоих случаях БПЛА сбивались абхазскими СУ-27, которые остались в республике с войны 1992 - 1993 годов. Абхазы стараются не афишировать, что у них есть эти машины, потому что на вооружении грузинской армии состоят штурмовики Су-25, с которыми Су-27 как раз хорошо борются.

В советское время в Тбилиси был завод по производству СУ-25. За последние годы, благодаря израильтянам, у этих "Сушек" была усовершенствована авионика, на что грузины возлагают очень большие надежды.

Разведывательные полеты проводятся над территорией Абхазии не впервые. Несколько лет назад, стартуя с Кипра, пролеты совершал американский SR-71 "Черный дрозд", делая цифровую съемку местности Абхазии. У абхазов было огромное искушение сбить его, но они на это не пошли, не желая обострять отношений с американцами. Затем вдоль границы с Россией и Абхазией совершал разведывательные полеты "Авакс". В последнее время в Абхазии очень активно действовала грузинская агентура, которая занималась съемкой мостов, линий электропередач, воинских частей и т.д.

"Y": По данным МВД Южной Осетии, Грузия перегруппировала войска в абхазском направлении, а осетинами займутся "после завершения молниеносной операции против Абхазии".

А.В.: Нынешняя разведывательная активность со стороны Грузии подтверждает данные Южной Осетии. У границы с Абхазией продолжается концентрация грузинских формирований. В частности, усиливается группировка Вооруженных сил в верхней части Кодорского ущелья.

"Y": Перед первой войной в Тбилиси говорили, что покорят Абхазию за три дня. Теперь грузинские чиновники отводят на это всего три часа. Откуда такой оптимизм?

А.В.: Теоретически они могут провести операцию в Ткварчельском, Очамчирском и Гальском районах. Наиболее уязвимы мосты через Кодор, без которых Абхазия рискует потерять три района и, что самое неприятное, Ингури-ГЭС. Сухум может оказаться под обстрелом. Но эту операцию они могут провести только с использованием грузинского населения указанных районов и с вводом своих подразделений между Гальским районом и Кодорским ущельем.

Грузинским формированиям придется обходить миротворцев – если те не предадут абхазов. Потому что после войны были "странные" ситуации. Я имею в виду эпизоды, когда гелаевцы просочились в Кодорское ущелье, а также два года назад, когда ущелье занял Окруашвили, которого пропустил российский блокпост. Миротворцы не выполнили свои функции. По одной из версий, предавали по команде из Москвы.

"Y": В Тбилиси понимают, к чему приведет новая война?

А.В.: В случае неудачной военной операции оппозиция будет расшатывать ситуацию, и Саакашвили может потерять свой трон. Ему просто необходимо провести успешную войну на фоне выборов в парламент – тогда он укрепит свое положение "до конца дней своих". Однако в случае больших потерь у грузинского руководства начнутся проблемы. А потери в Абхазии гарантированы в любом случае.

"Y": Но у Грузии преимущество в артиллерии с GPS.

А.В.: Пусть стреляют по спутнику. Разве у американцев в Ираке нет такой артиллерии? Ведь рубежи занимают живые люди. А подготовка грузинских подразделений, несмотря на громкую рекламу, имеет уязвимые места. Когда грузины в прошлом году попытались провести операцию против Южной Осетии, их батальоны, подготовленные американцами, отказались выполнить задачу. Сопротивление негрузинского населения Абхазии будет серьезным в любом случае, поэтому потери неизбежны. Тем более осетины и абхазы рассматривали варианты ударов авиацией и диверсионными группами на грузинской и по грузинской территории в случае начала боевых действий.

В случае агрессии осетины поддержат абхазов. Основная проблема Тбилиси заключается в том, что в эту войну будет втянут Северный Кавказ, как это уже бывало раньше.

"Y": Почему в Тбилиси "не замечают" последних мирных инициатив Кремля?

А.В.: Проблема в том, что Россия себя ведет крайне непоследовательно. Грузия продолжает антироссийскую риторику, а Россия снимает транспортную блокаду, открывает свой рынок и возобновляет почтовые сообщения. Сейчас еще, на фоне оскорблений и саммита НАТО в Бухаресте, пытаются снять и визовый режим. Такая политика "и вашим, и нашим" к добру не приведет – это Кавказ. Вероятно, нынешнее российское руководство не понимает, что на Кавказе так себя вести не надо.

"Y": Сегодня на Совбезе ООН будет рассмотрен вопрос Абхазии и Южной Осетии. России есть чем ответить Грузии?

А.В.: Конечно. Не надо отменять санкции, ведь их снимают в тот момент, когда они стали приносить результат! Надо предупредить Грузию, что при таком развитии событий мы опять можем перейти в режим санкций. К тому же, Россия обязана защищать свое население. Поддерживая мир в Абхазии, она потеряла более 100 военных убитым и более 200 ранеными. Подорвано около 20 бронетранспортеров. Мы несем и финансовые потери. Так что с Россией надо считаться в первую очередь.

Грузия пытается развязать конфликт, грозя срывом Олимпиады-2014. Саакашвили идет на риск, и за этим стоят американцы, толкающие его на новую войну в тот момент, когда в России идет смена власти. Если что-то начнется – большой вопрос, сумеет ли Медведев справиться с кавказской ситуацией, тем более на фоне обострения в Чечне и непрекращающихся контртеррористических операций в Дагестане и Ингушетии. Все опять сходится в одной точке: напряжение растет и на Северном Кавказе, и в Закавказье.

Юрий КОТЕНОК |
Выбор читателей