Пингвины и компания взяли новую высоту

Читать в полной версии →
После просмотра "Мадагарскара-2" кажется, что анимация достигла своего предела и начинает разминать мускулы, готовясь к предстоящей битве с "настоящим кино"

Мадагаскар 2 (Madagascar: Escape 2 Africa)
США, 2008
Режиссеры: Эрик Дарнелл, Том МакГрат
Анимационный





В первой части "Мадагаскара" суперзвезды нью-йоркского зверинца лев Алекс, бегемотиха Глория, зебра Марти и жираф Мелман уходили в самоволку в город. Прогулка закончилась путешествием на остров, населенный невоспитанными енотами. Единственно возможной коллизией здесь было столкновение фактически ручных животных с диким зверьем, исповедующим лесной кодекс. Это испытание лев со товарищи прошли успешно и даже не без общественной пользы: приучили аборигенов к туалету.

Но кроме цивилизаторского подтекста в "Мадагаскаре" – исключительно ради потехи – время от времени демонстрировали вставные эпизоды с пингвинами. Этим арктическим птицам по всем законам природы не положено было появляться среди обитателей джунглей. И тем не менее формально именно они держат сюжет. Пингвины задумали и осуществили побег из зоопарка и план эвакуации с Мадагаскара. Более того, пингвины в этом мультике выступают в той же роли, что и саблезубая белка из "Ледникового периода": отвечают за аттракцион и киногению.

Климатические условия не сильно поменялись в продолжении "Мадагаскара" – вся компания в полном составе перемещается в Африку. Во-первых, это ближайшая локация, куда можно было добраться на самолете с неисправными двигателями. Во-вторых, Черный континент, родина большинства героев "Мадагаскара", – благодатная почва для спекуляций на тему самоопределения, излюбленного сюжета сценаристов мультфильмов.

В Африке вчерашние жители зоопарка встречают десятки и сотни себе подобных зверей – стаи львов, табуны зебр и стада бегемотов. Все эти животные существуют по своим давно заведенным правилам и в глазах нью-йоркских гастролеров, давно усвоивших человеческие ценности, должны казаться невменяемой деревенщиной. Так оно, в общем, и выходит: хозяева не слишком радушно встречают блудных детей. Только родственные чувства обеих сторон и вовремя подоспевшая угроза со стороны заблудившихся в заповеднике туристов позволяют "городским" исправиться. Именно Алекс, лев, поднаторевший в общении с людьми, а вовсе не его брутальная родня, смог договориться с людьми по-хорошему.

И хотя сюжет здесь вовсе не на последнем месте, чувствуется, что его адекватность – только следствие серьезного отношения к проекту продюсеров, которые ничего не хотели оставлять недоделанным. Они учли все сильные стороны первого фильма и развили их, тем самым обеспечив сиквелу еще больший успех. В "Мадагаскаре-2" острее прописаны диалоги и шутки, больше показывают любимцев публики - пингвинов, - серьезно увеличена "трюковая" компонента. Звери все время куда-то прыгают, скачут, несутся, преодолевая препятствия. При этом они не повторяют в различных комбинациях избитые приемы, вроде падения на банановой кожуре. Акробатика гораздо сложнее: стадо зебр выполняет синхронный цирковой номер, львы пляшут фристайл, а пингвины осуществляют захват туристического джипа – это уже настоящее большое кино.

Создается впечатление, что "Мадагаскар-2" пытается изменить сложившиеся отношения вассалитета между анимационными и художественными фильмами. Мультфильмы и раньше заимствовали какие-то узнаваемые эпизоды, сюжетные ходы или музыку из игрового кино. Но "Мадагаскар-2" целиком сделан с таким уважением к материалу, как если бы пингвины были живыми актерами, а рисованная саванна – реальной съемочной площадкой. По крайней мере, технически все происходит как будто по-настоящему: камера безумствует, совершая фантастические проезды, берет революционные ракурсы и даже немного играет в "Догму". Размноженные с помощью компьютера звери заставляют вспомнить не о синтетических клонах из "Матрицы", а о батальонах реальных солдат, занятых в съемках "Войны и мира".

Кажется, что анимация достигла своего предела и начинает разминать мускулы, готовясь к предстоящей битве с "настоящим кино". Сборы крупных проектов, вроде "Кунг-фу Панды" уже сейчас заставляют кусать локти не только независимых режиссеров, но и боссов киностудий. Разговоры о том, что скоро рисованные модели заменят живых артистов, ведутся, наверное, с момента первого применения компьютера в кино. Но никогда еще анимация не подбиралась так близко к кошелькам кинозвезд. Поэтому весьма дальновидными кажутся актеры Бен Стиллер, чьим голосом говорит в фильме лев Алекс, и заменивший его в локализации Константин Хабенский. Возможно, они застанут время, когда на очередном витке прогресса им только и останется, что озвучивать компьютерных зверят.

Михаил ШИЯНОВ |
Выбор читателей