|
Такое решение официальный Ташкент мотивирует неэффективной деятельностью организации, в связи с чем дальнейшее пребывание в ее составе видится узбекским властям бессмысленным. Тем не менее Узбекистан будет сотрудничать с ЕврАзЭС на двусторонней основе. Кроме того, по мнению руководства республики, на территории СНГ параллельно функционируют две организации - ЕврАзЭС и Организация договора коллективной безопасности, которые, считает Узбекистан, было бы рационально объединить.
Российское внешнеполитическое ведомство сообщает, что в Москве к решению Ташкента отнеслись спокойно, поскольку речь пока идет всего лишь о приостановке деятельности. В любом случае МИД РФ считает намерение Узбекистана "его суверенным правом". К тому же, отмечают дипломаты, числясь с 2006 г. в составе альянса, Узбекистан до сих пор не ратифицировал все соглашения, поэтому существенного урона работоспособности организации решение Ташкента не нанесет.
Между тем, по мнению ряда экспертов, выход из ЕврАзЭС пойдет во вред самому Узбекистану. "Возможный выход Узбекистана из регионального интеграционного объединения повлечет за собой его изолирование от региональных объединительных процессов", - считает сотрудник Центра постсоветских исследований МГИМО МИД России Ирина Болгова. По ее словам, Узбекистан всегда занимал особую позицию по вопросу интеграции на постсоветском пространстве. "Достаточно вспомнить, что в 1999 году он присоединился к блоку ГУАМ, добавив еще одно "У" к аббревиатуре, означавшей интеграционное объединение государств-транзитеров энергоресурсов в обход территории России (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). Однако в 2005 году Узбекистан принял решение о выходе из ГУУАМ и последующем вступлении в ЕврАзЭС", - напоминает политолог.
Существует несколько версий того, почему Узбекистан решил приостановить свое членство в альянсе. "Узбекистан, видимо, решил пойти своим особым путем. Выход из ЕврАзЭС не объясняется ни логически, ни экономической политикой республики, ни ее внешней политикой", – считает эксперт по Центральной Азии Юрий Солозобов. По его мнению, президент Ислам Каримов желает наладить крепкие связи с новой администрацией США, которая, как предполагается, будет развивать энергетические проекты в странах Центральной Азии, а также может помочь в разрешении проблемы использования водных ресурсов региона. Поэтому Ташкент жертвует региональным альянсом в надежде снискать симпатии Вашингтона, считает эксперт.
Аналитик Российского института стратегических исследований Аждар Куртов также считает, что в основе проблемы лежит вопрос водоснабжения. По словам Куртова, позиция Узбекистана "заключалась в отказе от строительства гигантских гидроэнергетических сооружений на трансграничных реках, к которым он требовал отнести Амударью, Сырдарью и их притоки. Ислам Каримов не нашел понимания в этом ни в регионе, ни в формате ЕврАзЭС".
Кроме того, решение Ташкента может объясняться возобновлением отношений с ЕС. Евросоюз уже отменил санкции, которые были введены против республики после подавления восстания в Андижане в 2005 г., несмотря на то что узбекская сторона лишь частично выполнила условия Запада.
Не менее вероятно, что в решении Узбекистана нашли отражение особенности экономической политики, проводимой Исламом Каримовым. Узбекистан отстал от своего соседа Казахстана, с которым конкурирует за лидерство в регионе. В этих условиях положения ЕврАзЭС, например, о введении единого таможенного тарифа, не устраивают узбекскую сторону: экономика страны базируется на жестком государственном регулировании, поэтому ей не выгодны действия, направленные на выравнивание положения Казахстана, России и Белоруссии внутри самой ЕврАзЭС.
Напомним, что ЕврАзЭС - это международная экономическая организация постсоветских государств, которая существует с 2000 г. и занимается формированием общих внешних таможенных границ, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка. Членами ЕврАзЭС являются Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и пока еще Узбекистан. Армения, Украина и Молдавия имеют статус стран-наблюдателей.