ФОТО: AP |
Еврокомиссар по внешним связям и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер вчера заявила о том, что Евросоюз крайне обеспокоен ситуацией в Иране и рассмотрит, какие меры могут быть приняты в этой связи. По прибытии на открывающийся в Брюсселе саммит ЕС она также высказалась за расследование всех нарушений, допущенных, по данным кандидатов, в ходе выборов в Иране. Счет же, по данным оппозиции, идет на сотни: в Совет Стражей Исламской Республики вчера были переданы сообщения о 646 предполагаемых нарушениях.
Тем временем в Иране уже нашли "крайнего": в разжигании беспорядков и вмешательстве во внутренние дела страны власти обвинили Вашингтон. Деятельность США в отношении ИРИ в свете прошедших президентских выборов была названа "недопустимой" – об этом представители иранского МИД заявили послу Швейцарии, который в условиях отсутствия дипломатических отношений между США и Ираном также представляет в ИРИ интересы Соединенных Штатов.
Ранее МВД Ирана возложило всю ответственность за последствия протестных акций на Мусави, а генпрокурор провинции Исфаган недвусмысленно пообещал организаторам демонстраций смертную казнь.
Сам оппозиционный лидер, с одной стороны, заявляет о готовности идти до конца, с другой, призывает своих сторонников к сдержанности. Подобное здравомыслие по душе не всем: более радикальные сторонники Мусави, намеренные любой ценой добиться пересчета голосов и свержения Ахмадинежада, требуют не ослаблять давления на власть, создавая тем самим угрозу раскола в оппозиционном лагере.
Примечательно, что порцию обвинений в "мягкотелости" – правда, со стороны своих сограждан – получил и американский президент. Обама, как известно, ранее высказался в том плане, что иранский народ вправе самостоятельно выбирать своих лидеров, лишь бы последствия этого выбора не вылились в кровопролития. Особых различий между Ахмадинежадом и Мусави глава Белого дома не углядел, отметив, что Штаты в любом случае намерены иметь дело с исторически враждебно настроенным иранским режимом. В ответ некоторые конгрессмены, ожидавшие от Обамы более решительной и явной поддержки иранской демократии, обвинили его в "шаткости и витиеватости" взглядов.
В то же время Госдепартамент, открестившись от обвинений в "грубом вмешательстве Вашингтона" во внутренние дела Ирана, заявил о том, что споры иранцев касательно выборов и события, за ними последовавшие, США вообще не касаются.
Впрочем, по мнению ряда наблюдателей, победа Мусави вряд ли привела бы к кардинальной перемене внешней политики Ирана, находящейся в ведении пожизненного верховного лидера и главы государства аятоллы Хаменеи. Кроме того, хотя чисто психологически Западу было бы комфортнее работать с реформатором-Мусави, реалии требуют смириться с данностью в лице Ахмадинежада. И здесь в предусмотрительной "витиеватости" Обамы прослеживается больше плюсов, чем минусов.
Со своей стороны, глава израильской разведки МОССАД Меир Даган высказался на сей счет более прямолинейно, отметив, что победа Мусави только усложнила бы проблему иранской ядерной программы. Поэтому Ахмадинежад в качестве президента Израилю гораздо выгоднее, констатировал он.