Хотели как лучше, а поддержали АвтоВАЗ

Читать в полной версии →
В программе утилизации старых авто радует только одно: бюджетные модели станут еще бюджетнее. Ведь компенсация за какой-нибудь гнилой "Запорожец" может составить почти треть стоимости новой "классики"


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Как ни пыталось российское правительство стимулировать отечественный автопром, первые итоги программы по утилизации старых авто говорят о том, что все в очередной раз свелось к поддержке АвтоВАЗа.

Напомним, с 8 марта владельцы отечественных автомобилей старше десяти лет могут прекратить бесконечный процесс починки этих агрегатов и отправить их прямиком на вторсырье, получив за это условные 50 тысяч рублей. "Условные" потому, что денег на руки никто не даст. Их можно использовать лишь по целевому назначению: для покупки новой автомашины отечественной сборки. Эта схема, в соответствии с утвержденной правительством концепцией развития отечественного автопрома, призвана поддержать автопроизводителей путем стимулирования спроса на их продукцию.

Уже в первые дни действия программы на предприятия-утилизаторы поступили тысячи заявок от желающих с выгодой избавиться от автохлама. Всего, по данным Минпромторга, в стране насчитывается 14 миллионов владельцев машин старше десяти лет. Но им надо спешить, поскольку в программу попадут далеко не все. Собственно, пока это даже не программа в полном смысле слова, а только эксперимент, на который правительство выделило всего около 11 млрд рублей. То есть утилизировано будет чуть более 200 тыс. автомобилей. В эксперименте участвуют 153 предприятия-утилизатора и около полутора тысяч автодилеров, у которых можно "отоварить" полученный сертификат на 50 тыс. рублей.

Схема компенсация за утилизацию – проверенная. В Европе в прошлом году аналогичные меры вызвали рост производства в автомобилестроительной отрасли. Это стало одним из толчков, выведших европейскую экономику из рецессии. К сожалению, длительного эффекта такие меры не дают. А в нашей стране они имеют еще и особую специфику, которая может несколько подпортить общий благоприятный эффект.

Во-первых, прежде чем получить виртуальные 50 тыс., автовладельцам придется раскошелиться за сбыт своей рухляди. Услуги утилизатора стоят вполне реальные 3 тыс. руб., а если ваш агрегат не может передвигаться самостоятельно, следует заложиться еще и на оплату услуг эвакуатора. Соответственно, если вы живете в глубинке, тащить авто до ближайшего пункта утилизации (участвующего в программе) может оказаться делом весьма накладным. Во-вторых, свои проблемы, наверняка, возникнут и у дилеров. Ведь это им придется "обналичивать" виртуальные деньги, которые понесут к ним граждане. Это может быть нелегко, учитывая, что подобной практики у нас еще никогда не было, а государство всегда неохотно расстается с "живыми" деньгами в обмен на всяческие купоны.

Ну и, наконец, какой макроэкономический эффект даст эта экспериментальная программа – тоже вопрос. Некоторые эксперты полагают, что в итоге возрастет спрос лишь на машины экономкласса. Опросы первых участников программы подтверждают это предположение. Люди, сдающие автохлам за 50 тыс. руб., намерены приобрести на полученный сертификат, как правило, "семерку", "девятку" или что-нибудь в этом же ценовом диапазоне. То есть продукцию единственного предприятия – АвтоВАЗа, – причем, той категории, которая и без того неплохо продается. Самые дешевые авто – независимо от их качества – всегда находят покупателя. А тут еще и скидку внушительную предлагают! В общем, если так пойдет и дальше, то ни "Калины", ни "Приоры", ни – тем более – собранные в России иномарки не почувствуют роста продаж от принятых правительством мер.

Очевидно дело в том, что для потенциальных покупателей, ориентированных на покупку более дорогих авто, нежели вазовская "классика", компенсация в 50 тысяч рублей – не слишком серьезный стимул. Возможно, их останавливает также "необкатанность" всей процедуры утилизации. Кроме того, старые авто могут иметь рыночную стоимость, превышающую предлагаемую государством сумму, и тогда просто нет смысла сдавать ее в утиль. В этой связи высказываются предложения увеличить компенсацию – скажем, до 100 тысяч рублей. Но это повлечет либо сокращение числа утилизируемых машин, либо дополнительную нагрузку на бюджет. И – опять же – простимулирует, в первую очередь, продажи дешевых автомобилей.

Одним словом, программа утилизации нуждается в доработке. Возможно, даже в идейном переосмыслении. Например, почему бы не исчислять компенсацию не в абсолютных цифрах, а в процентах от стоимости нового автомобиля? Скажем, 15%. Конечно, некоторые сочли бы такой подход социально несправедливым: ведь покупающему автомобиль за полмиллиона государство будет компенсировать 75 тыс. руб., а желающему приобрести какую-нибудь "семерку" – менее 30 тысяч. Однако именно такой подход обеспечил бы равномерную поддержку всем секторам российского автопрома.

А пока получается, что государство в который раз поддержало АвтоВАЗ. Это неправильно с точки зрения развития конкурентной среды и не полезно для отечественного автогиганта. Радует, пожалуй, только одно: "бюджетные" авто станут для небогатых россиян еще бюджетнее. Ведь компенсация за какой-нибудь ржавый "Запорожец" может составить почти треть стоимости новой "классики".

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей