Отец "Булавы" раскрыл секрет неудач

Читать в полной версии →
Всему виной бракованные материалы, нарушение технологии производства и ненадлежащий контроль за качеством. Российская оборонка деградирует и утратила возможность производить необходимые детали, заявил конструктор




Главный конструктор "Булавы" Юрий Соломонов рассказал об основных причинах неудачных запусков ракеты. По его словам, всему виной бракованные материалы, нарушение технологии производства и ненадлежащий контроль за качеством.

"Проблемы могут иметь две причины - конструкторские и производственно-технологические. Могу абсолютно ответственно заявить: ни одного схемно-конструктивного решения в процессе испытаний не изменено. Вопросы возникают на стыках в цепочке "конструкция - технология- производство", - заявил Соломонов в интервью газете "Известия".

При этом, по словам конструктора, нельзя сваливать все исключительно на ошибки в производственном процессе. Вина лежит на всех, включая проектировщиков ракеты, сказал он. "Специфика советской и российской, тем более оборонной промышленности - в недостаточности ее технологического оснащения и, как следствие, большого количества "ручных" операций", - добавил разработчик ракеты.

В Советском Союзе этот недостаток компенсировался сильным контролем со стороны военных, теперь же оборонка деградирует, заявил конструктор. "Никакие обращения к руководству военного ведомства и даже к председателю правительства последствий не имеют", - отметил Соломонов.

Главный конструктор также отметил, что потеряны возможности производства ряда необходимых в ракетостроении и авиастроении высококачественных материалов. "В авиационной промышленности используются те же материалы, что и у нас. У нас они, может быть, более высокого класса из-за экстремальных особенностей работы техники. Но точка невозврата пройдена. Этих материалов нет. И в авиации их нет", - сказал он.

"Мы серийно производим "Тополь-М", "Булаву", а 50 наименований материалов просто нет в стране. Мы судорожно ищем заменители, но, чтобы ввести их в конструкцию, нужно провести весь комплекс испытаний. В том числе огневые стендовые для двигателей. Это деньги. А их не выделяют", - подчеркнул специалист.

Отметим, что до сих пор большинство испытаний "Булавы" проходило неудачно. Из 12 пусков (во время первого стартовала не настоящая ракета, а ее массогабаритный макет) успешно в целом или частично закончились только пять. Неудачей, в частности, завершились три последних пуска "Булавы", в ходе последнего из них сбившуюся с траектории ракету заметили жители Норвегии. Ожидается, что испытания возобновляться летом этого года.

Напомним, межконтинентальная баллистическая ракета "Булава" должна прийти на смену стоящей на вооружении ракете подводного базирования Р-29РМУ2 "Синева". "Булава" может доставлять шесть 150-килограммовых разделяющихся боеголовок на расстояние до 8 тыс. километров.

Алексей КАЛАБАНОВ |
Выбор читателей