ФОТО: Вести |
Помимо нормы о ратификации принятый Совфедом закон содержит подробные условия, на базе которых ратифицируется документ, а также полномочия главы государства, российского правительства и палат Федерального Собрания в процессе его реализации. В постановлении сенаторов также уточняются обстоятельства, которые могли бы спровоцировать Москву на односторонний выход из соглашения и оговариваются возможности проведения переговоров по иным видам вооружений. В частности, подчеркивается, что Россия может отказаться от соблюдения договора в том случае, если американцы нарушат его положения, продолжив одностороннее развертывание систем ПРО, которые нарушают национальную безопасность и обороноспособность РФ.
Перед обсуждением документа в сенате глава парламентского комитета по международным делам Михаил Маргелов отметил, что ратификация договора в американском законодательном органе "подвисла" из-за промежуточных выборов и состоялась только благодаря беспрецедентным усилиям администрации президента США и сенаторов-демократов. По мнению Маргелова это говорит о том, что вопреки оппозиционной риторике республиканцев договор о СНВ отвечает национальным интересам США и Российской Федерации. "Вот почему нам пришлось задействовать весь арсенал парламентской дипломатии, проделать, если угодно, колоссальную работу и в ходе переговорного процесса по договору, и в ходе подготовки его к ратификации", - подчеркнул Маргелов.
Российско-американский договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) был подписан Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 г. в Праге. Договор СНВ-3 преподносится Кремлем и Белым домом как одно из главных свидетельств начатой президентами двух стран "перезагрузки" российско-американских отношений. Он предусматривает значительное сокращение ядерных арсеналов России и США.
За семь лет обе державы сократят число боеголовок на треть и в итоге у них должны остаться не более 1550 боезарядов. Количество развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подлодках и стратегических бомбардировщиков при этом не должно превысить 700. Также СНВ-3 разрешает хранение еще 100 носителей перечисленных типов в неразвернутом состоянии. Наконец, и это принципиально для российской стороны, договор запрещает развертывание СНВ на территории других стран.
Сенат США ратифицировал СНВ-3 22 декабря после долгих дебатов между демократами и республиканцами, которые считали договор невыгодным для Америки. Особое их недовольство вызывала ст. XIV, которая позволяет России выйти из договора в случае наращивания систем ПРО США. Республиканцы при этом настояли на принятии вместе с договором специального заявления, которое отражало их позицию. "США уведомляют Россию, что политический курс США состоит в дальнейшем развитии и развертывании систем ПРО от ракетных угроз, исходящих от таких стран, как Северная Корея и Иран, включая количественное и качественное совершенствование таких систем", - говорилось в документе.
Госдума РФ ратифицировала российско-американский договор СНВ в минувший вторник. За принятие законопроекта проголосовали 350 депутатов, против - 96, один воздержался. Ранее против ратификации выступали фракции КПРФ и ЛДПР, по мнению которых СНВ-3 ослабит обороноспособность России. "Справедливая Россия", в свою очередь, заявила, что поддержит договор только в том случае, если Сенат США воздержится от внесения в него невыгодных России поправок.
Кроме ратификации договора, депутаты приняли два связанных с ним заявления. В одном из них говорится о развитии российского ядерного потенциала - депутаты настаивают, что сокращение СНВ должно проходить таким образом, чтобы боевые возможности стратегических ядерных сил РФ поддерживались на уровне, достаточном для отражения агрессии. Во втором заявлении депутаты призвали США соблюдать договор, и еще раз напомнили заокеанским партнерам, что между СНВ и ПРО существует взаимосвязь, поэтому одностороннее развитие системы ПРО США может привести к выходу РФ из договора об СНВ.