ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Впрочем, были и некоторые отличия: на сей раз выступление включало несколько диссонирующие с амплуа президента-модернизатора элементы "социалки". В частности, по словам Медведева, полученные в результате повышения ряда налогов и акцизов средства должны быть направлены на сокращение дефицита бюджета и наращивание социальных расходов. Например, средний размер пенсий в 2012 г. должен вырасти более чем на 11%, социальных пособий – на 6%.
Но основной темой послания были все-таки системные экономические преобразования. Президент снова говорил о снижении роли государства в управлении активами, что "должно положительно повлиять на приток инвестиций и сформировать условия для справедливой конкуренции". Подобные меры "будут способствовать активизации инвестиционной и инновационной деятельности частных компаний, уходу от явных или скрытых преимуществ для тех структур, которые находятся в государственной или муниципальной собственности".
В тексте Бюджетного послания, размещенном на президентском сайте, говорится: "Правительству Российской Федерации необходимо определить график приватизации крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях, предусмотрев снижение доли участия до уровня ниже контрольного пакета акций или отказ от такого участия, за исключением ряда организаций, работающих в инфраструктурных секторах или непосредственно связанных с обеспечением безопасности государства".
В налоговом блоке Бюджетного послания Медведев, к радости губернаторов, высказался за увеличение доли налогов, направляемых на формирование местных бюджетов.
Вполне ожидаемо под президентский "огонь" попали нефтегазовые компании. Глава государства предложил еще больше увеличить для них налоговую нагрузку, причем особое внимание должно быть уделено газовикам. Нефтяников, по замыслу Медведева, налоговые нововведения должны стимулировать к разработке новых месторождений и глубокой переработке добываемого сырья вместо экспорта сырой нефти. Одновременно президент предложил дифференцировать акцизы в зависимости от экологичности топлива, тем самым подтолкнув нефтяные компании к производству топлива высокого качества.
Значимым для подавляющего большинства россиян нововведением должно стать повышение акцизов на табачную и алкогольную продукцию. "Целесообразно учитывать не только фискальный эффект, но и необходимость снижения негативного влияния табакокурения и употребления алкоголя на здоровье населения", – говорится в Бюджетном послании. По опыту других стран, фискальная составляющая зачастую оказывается значительно эффективней социальной.
В ходе выступления президент напомнил, что максимальные ставки обязательных страховых взносов на 2012-2013 гг. будут снижены с 34% до 30%, для малого бизнеса – с 26% до 20%. Выпадающие в связи с этим доходы страховых фондов должны компенсироваться за счет приватизации, нефтегазовых доходов и других резервов. "На закуску" Медведев напомнил про налог на недвижимость, который, по его мнению, должен начать взиматься уже с 2012 года.
Таким образом, несмотря на некоторое отступление в сторону социальной политики, результирующий вектор президентских предложений сводится к необходимости достаточно серьезного изменения существующей системы. Причем обозначенные перемены затрагивают интересы практически всех слоев общества, начиная с совладельцев крупных компаний и чиновников (налоги на нефтегазодобычу, уход государства из корпораций) и заканчивая средним классом и простыми людьми (налог на недвижимость, повышение цен на алкоголь и табак).
Оглашение подобных не самых популярных мер накануне больших выборов выглядит довольно странно. Если предположить, что Дмитрий Медведев готов идти на предстоящие президентские выборы, дразнить элиты и население, соответственно, снижением влияния чиновников на экономику и удорожанием сигарет и алкоголя – не лучшая идея, совершенно не годящаяся в качестве предвыборной платформы.
С другой стороны, озвученные Медведевым меры – суровая необходимость. Сохранение нынешнего социально-экономического баланса в стране остается под большим вопросом, и это прекрасно понимают в Кремле и в Белом доме. Существующая сырьевая модель позволяет поддерживать стабильность при цене барреля выше $100, тогда как еще несколько лет назад это прекрасно удавалось при цене $60. Если ситуация и дальше будет развиваться по существующему сценарию, то уже скоро для гарантированной экономической стабильности в России нефть должна будет стоить $150, а затем и $200 за баррель.
Единственным выходом в сложившейся ситуации является смена самого сценария. В этом крайне заинтересованы те, кто будет находиться у власти в последующие годы, и поддерживающие их элиты. Однако любые действия в отношении существующей системы затрагивают интересы другой части чиновничьих и бизнес-элит самого различного уровня. В связи с чем очевидно, что инициировать эти весьма болезненные перемены должны не те люди, которые вскоре займут основные властные кабинеты. В противном случае возникает риск повторения сценария 90-х: новые власти могут получить затяжной и губительный конфликт элит (большая часть которых будет обижена или низвергнута в процессе перемен), в свое время так и не позволивший России стать на путь нормального развития.
Таким образом, выступая инициатором действительно серьезных реформ, действующий президент, по сути, берет на себя самую сложную и грязную работу по обеспечению стабильных и безопасных условий для новой власти. Фокус в том, что у самого Медведева катастрофически не хватает времени даже для начала реализации заявленных шагов. По крайней мере, в оставшийся период первого президентского срока.