Сергей Лавров. Фото из архива ИТАР-ТАСС |
Честное слово, лучше бы он вообще ничего не говорил. Если верить г-ну Лаврову, американцы сами виноваты в том, что 49 российских дипломатов и их родственников "позаимствовали" из американского бюджета около полутора миллионов долларов – мол, американцы знали об этом с 2004 г., а обнародовали факты только сейчас. "Возможно, хотели накопить побольше случаев, чтобы цифра была бы повнушительнее", – возмутился Лавров. Он пообещал, что проштрафившиеся служащие (в США они пользуются дипломатическим иммунитетом) будут наказаны, но как-то не слишком уверенно: поведение подчиненных глава МИД квалифицировал как "дисциплинарный проступок". Хотя и без степени в области юриспруденции ясно: то, чем годами занимались представители российской дипмиссии, тянет на полноценное мошенничество. Демонстрация терпимости по отношению к подобным проступкам – по сути открытое признание того факта, что коррупция и воровство в России не расцениваются как серьезная угроза национальной безопасности. По крайней мере, до тех пор, пока это не нарушает устоявшиеся взаимоотношения между различными кланами.
Напомним, по данным прокуратуры Южного округа Нью-Йорка россияне, предоставляя фальшивые справки с места работы, занижали доходы для получения медицинской помощи по программе Medicaid (государственная медицинская программа помощи малоимущим). Минюст США не поленился опубликовать подробности, из которых следует: неплохо, в общем и целом, получавшие российские дипломаты не просто годами обкрадывали американских налогоплательщиков – они делали это с особым, если так можно выразиться, цинизмом. Во-первых, выясняется, что российская дипмиссия без особых проблем выдавала справки о крайне бедственном материальном положении своих служащих (само собой, подписавший большую их часть консул также жульничал со страховками). То есть можно сделать вывод о том, что мошенничество санкционировалось и поощрялось с самого верха – и недавняя реплика г-на Лаврова нас в этом, увы, никак не разубеждает.
Во-вторых, все делалось ужасно грубо. То есть в Medicaid предоставлялись одни справки, о низком доходе. А в банки (для оформления кредитной карты, например) – уже совсем другие цифры. Тратили полученные "сверхдоходы" скромные дипслужащие, опять же, без оглядки. А зря: это в России контроль за доходами и расходами чиновников – чисто символический. Американские же прокуроры, когда пришло время, припомнили российским дипломатам тысячи долларов, потраченные на дорогих курортах, в ювелирных бутиках и на прочие радости жизни. Действительно, есть от чего недоумевать г-ну Лаврову: тяжело, наверное, американцам было наблюдать такое безобразие в течение десяти лет.
Понятно, что на протяжении всех этих лет "инвестиции" в российских дипломатов делались не просто так: "проштрафившиеся" служащие – прекрасный материал для вербовки. Наверное, мы так никогда и не узнаем, почему в итоге американцы решили использовать свою наработку не для внедрения в российские спецслужбы, а в качестве информационной бомбы. В последнее время в российско-американских отношениях такого рода снаряды рвутся регулярно но, возможно, на сей раз скандал был рассчитан на внутреннего потребителя. Нашего человека подобными историями особо не проймешь – подумаешь, сперли пособия для бедных! Тут, вон, пол-Минобороны растащили – и ничего, вроде даже сохраняем боеспособность. А вот для добропорядочного американского налогоплательщика история про то, как легко любой небедный и к тому же иностранец способен залезть к нему в карман, – прекрасный аргумент в пользу сокращения социальных программ, за которое сейчас бьется администрация Барака Обамы.
Ну а контрразведке, наверное, все-таки стоит присмотреться повнимательней к вернувшимся домой дипломатам. За десять лет наверняка кто-нибудь да попал в разработку. Ведь коррупция разъедает российское государство не только изнутри.